Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсбергским университетами.
Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:
✓ "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);
✓ "Учебник психологии" (1816);
✓ "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);
✓ "Очерк лекций по педагогике" (1835).
Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.
Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.
По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.
Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.
Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.
Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.
Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.
Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:
✓ эмпирический - к окружающему миру;
✓ спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;
✓ эстетический - к прекрасному;
✓ симпатический - к "близким";
✓ социальный - ко всем людям;
✓ религиозный.
По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:
на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;
на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;
третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;
на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.
В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.
Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:
идея внутренней свободы, делающая человека цельным;
идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая
"внутреннюю гармонию";
идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;
идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.
К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.
Основными средствами управления, по Гербарту, являются: надзор,
приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.
Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.