XIX век – век социальных потрясений: европейские войны и революции, гражданская война в США. Образование развивалось при нарастающем развитии экономики, интенсивном росте промышленности и неизбежном обострении классовых противоречий. Соответственно социокультурным особенностям образования и педагогику XIX века делят на два периода:
1) Школа и педагогика первой половины XIX века. Начало столетия знаменуется всплеском романтизма в искусстве. В этой ситуации более реалистично выступали задачи и содержание образования.
Педагогика XIX века шла по пути, проложенному И.Г.Песталоцци. Выдающиеся немецкие педагоги: XIX века И.Ф.Гербарт, Ф.В.Фребель, Ф.В.А.Дистервег; английский философ, социалист-утопист Р.Оуэн.
Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841гг), философ, педагог, психолог, математик.
Труды: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806г.); «Учебник психологии» (1816г.); «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831г.); «Очерк лекций по педагогике» (1835г.).
И.Ф. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог поступает в соответствии с тем, что «представил ему практический опыт».
Педагогику не отделяет от философии, психологии и этики.
Из философии выводит цели воспитания:
Цель воспитания – формирование добродетельного человека, следующего в своем поведении вечным нравственным принципам, уважающего установленный правопорядок.
Задачи воспитания:
-
Развитие у детей многосторонних интересов.
-
Дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка».
-
Достижение целей возможных и необходимых.
Главное – гармоническое развитие всех способностей ребенка.
Пути достижения – три вида деятельности педагога: управление, нравственное воспитание и обучение.
Виды педагогической деятельности |
Цель возможная (на перспективу), необходимая (для занятий) |
Средства |
Управление |
Поддержание порядка. Подавление злой воли ребенка. |
Угроза, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность и пр. |
Обучение |
Развитие многосторонних интересов. |
Содержание образования, преподавание учебных предметов, их отбор и методика обучения. |
Нравственное воспитание |
Формирование моральных понятий. Воздействие на душу ребенка. |
Увещевание, одобрение, порицание, «удерживать» и «определять» воспитанника. |
И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». В соответствии с требованиями многостороннего интереса воспитывающее обучение должно стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и чувство общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес).
На основе «многосторонности интересов» Гербарт создал теорию ступеней обучения:
Ступени обучения |
Психологическое состояние |
Методы обучения |
I. Ясность – углубление в знания в состоянии покоя |
Мобилизованное внимание с целью выработки «ясности и чистоты всех представлений» |
Введение нового материала: рассказ учителя, показ с применением наглядности |
II. Ассоциация (углубление в знания в состоянии движения) |
Ожидание (установление связи между старым и новым) |
В процессе свободной беседы |
III. Система (осознание, осмысление всего ранее изученного) |
Мыслительный поиск |
Обобщение, выводы, определения (обобщающее изложение учителя) |
IV. Метод (осознание, осмысление в состоянии движения) |
Действие (применение полученных знаний к новым фактам, событиям) |
Упражнение по практическому применению знаний, умений |
В современной науке противоположные точки зрения на педагогическое наследие Гербарта:
Г.Б.Корнетов утверждает, что система И.Ф.Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики (Корнетов Г.Б. «Всемирная история педагогики: Учебное пособие - М.: 1994, с.88).
Л.А.Степашко пишет, что И.Ф.Гербарт как бы переоткрыл идею пансофического образования Коменского, восстановил в педагогике культ знания.
Теория классической гимназии Гербарта - это теория «школы культуры». Процесс усвоения знаний по Гербарту – это процесс развития познавательных сил и способностей ученика (Степашко Л.А. «Философия и история образования» - Учеб.пособие – М.: 1999, с.80-82).
Определите, какую позицию Вы поддерживаете или вступите в дискуссию с одним из ученых. Каково, на Ваш взгляд, значение педагогического наследия И.Ф.Гербарта?
Педагогические идеи Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866) – немецкого педагога-демократа, последователя И.Г.Песталоцци.
Труды: «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.); Учебник «элементарная геометрия» (1862г. на русском языке); «О природосообразности в воспитании» (более 20 учебников и более 200 работ по педагогике).
Ф.В.А.Дистервег – основоположник педагогического образования в Германии. С 1851г. издавал «Педагогические ежегодники»; основал и редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе».
О воспитании |
Об обучении |
Принципы |
Правила |
Цель воспитания: развитие самодеятельности на служение истине, красоте и добру. Задачи воспитания:
тях самодеятельность, направленную на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. |
Дидактика развивающего обуч-ения. Главная задача: развитие умствен-ных сил и способ-ностей ребенка. Формальное образование связано с материальным. Обучение способ-ствует всесторон-нему развитию и нравственному вос-питанию. Два способа преподавания: развивающе-излага-ющий и развива-юще-вопроситель-ный(эвристический).
вать образованию других, пока продол- жаешь работать над собственным образо- ванием». |
I. Природосообраз-ность – учет индивидуальных и возрастных особенностей. II. Самодеятельность – свободное самос-тоятельное познание. III. Культуросообразность – учет условий, места и времени, потребностей своего народа и своего времени; учет традиций и среды.
сложному;
трудному;
|
Iгр. – дидактичес-кие правила по отношению к ученику: «Не торопись при изучении основ»; «Сознательное усвоение материа-ла» и др. IIгр. касалась предмета препода-вания. IIIгр. правила, связанные с внеш-ними условиями, с окружающей со-циокультурной средой. IVгр. – правила, касающиеся учи-теля:
|
Дистервег учителю: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образование».
Дистервег ученику: «Мужество необходимо не только для отважных поступков, но и для плодотворных занятий и мышления».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци; создатель оригинальной системы дошкольного воспитания и общественных дошкольных учреждений в Германии.
-
1805 -1810г.г.- учился и работал у Песталоцци в Ивердоне.
-
1816г.- в одном из сел в княжестве Швацбург – Рудольштадт, создал первое воспитательное учреждение. Обучал детей, следуя принципам И.Г.Песталоцци. На их основе разрабатывал свою теорию дошкольного воспитания.
-
1826г. – издает главный труд «Воспитание человека».
-
1833г.- уже известный педагог вновь работает в Швейцарии, руководит приютом, где проводит эксперимент с дошкольниками.
-
1837г.- на родине, в Тюрингии, открывает первую школу для маленьких детей, которую назвал «детским садом». Здесь создает оригинальную систему дошкольного воспитания и становится его признанным теоретиком.
-
1840г.- впервые ввел понятие «детский сад».
Труды и педагогические идеи |
Теория развития ребенка (тезисы) |
I. Воспитание человека.
II. Детский сад Игры ребенка – дары.
2-3 месяца Первый дар
2 года Второй дар
3-5 лет Третий дар
4-5 лет Четвертый дар
От 4 до 8 лет Пятый дар От 5 до 8 лет Шестой дар
Последовательность занятий данных самим автором
с 3 до 7 лет
с 3 до 7 лет
с 3 до 7 лет
с 4 лет
с 5 лет
с 4 лет
с колыбели
с 3 лет |
* Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя…....
* Дети с ранних пор не должны никогда слишком долго представляться самим себе ни в кровати, ни в колыбели без какого-нибудь предмета для занятия………...
* Воспитание человека на детской ступени…. представлено матери, отцу, семье, тем, с кем он через природу и сообразно законам природы составляет нераздельное целое.
* Игра и разговор – вот стихия, в которой живет ребенок на этой ступени человеческого развития…….
* Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее…………………
* Игра для человека вообще и для ребенка в особенности есть зеркало его собственного внутреннего и окружающего его внешнего мира……
9 цветных (цвета радуги) мягких шерстяных мячей (от 4 см. в диаметре на подвесочке).
Деревянный шар, цилитндр и куб (размером 4 см.). К ним блюдце, палочка и стойка для подвешивания.
Деревянный куб, разделенный в трех направлениях (вдоль, поперек и в глубину) на 8 кубиков по 2,5 см.3каждый.
Деревянный куб, разделенный в двух направлениях на 8 кирпичиков (длиной 5 см., шириной 2,5 см., толщиной 1,25 см. каждый)
Деревянный куб, разделенный в трех направлениях на 27 равных кубиков. Деревянный куб, дважды деленный в трех направлениях на 27 кирпичиков; из них 6 на 12 полукирпичиков и 3 продольным делением – 6 колонн брусков.
Название занятий
Вышивание.
Лепка (сырая глина).
Пение; рассказывание.
Гимнастические упражнения и подвижные игры. Практические занятия в саду и огороде. |
Роберт Оуэн – английский философ, социалист-утопист, педагог (1771-1858г.г.). Разделял взгляды К.А.Гельвеция и Д.Дидро о зависимости характера людей от среды, полагал, изменив условия жизни и правильно организовав среду и воспитание можно создать «рациональный характер», искоренить нищету и общественные беды. Выходец из бедной семьи, много занимался самообразованием, преуспел в предпринимательстве, став владельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Лэнарке (Шотландия). Здесь и проводил социально-педагогический эксперимент:
-
сократил рабочий день, повысил зарплату, привлекая рабочих к управлению производством;
-
реализовал идею соединения обучения с производительным трудом;
-
впервые создал для своих рабочих и их детей систему воспитательно-образовательных учреждений - «Новый институт для образования характера».
-