XIV – XVI вв – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии.
Две педагогические концепции: 1) – церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Идеал – аскетизм, покорность, фатализм;
2) – гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» /М.Монтень/). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование.
Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера.
Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.
Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры.
Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие.
Венец гуманистического образования – Неоплатоновская Академия во Флоренции (Италия)
Методы: диалоги, беседы, диспуты философов, ученых, поэтов и политиков
|
Цель: серьезное изучение и восстановление духовного наследия античности; развитие гуманистической педагогики, «разрушение схоластики изнутри», превращение философии из «школьного» предмета в ведущее явление европейской мысли.
|
Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне не произвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми.
Система нового воспитания
Физическое воспитание |
Эстетическое воспитание |
Нравственное и умственное воспитание |
Борьба, прыжки, игры, плавание, метание копья, стрельба из лука, гимнастика, верховая езда. Средства: режим, прогулки, физические упражнения. |
Игра на нескольких музыкальных инструментах, пение; приучение воспитанника к гигиене, культуре; поэтическое восприятие природы |
Труд, религиозные убеждения – изучение древнееврейского языка, как первоисточника священного писания; чтение греческих и римских классиков. Каждая вещь – тема урока. |
Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др.,– велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии).
Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, Гаргантюа постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п.
Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей.
Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ.
Сочинение: «Опыты»
- Вера в неисчерпаемые возможности человека;
- Необходимость образования с раннего возраста;
- Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо.
-
Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем».
-
-
Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию.
-
Содержание воспитания
Умственное воспитание |
Физическое воспитание |
Нравственное воспитание |
Чтение, письмо, арифметика, геометрия, физика, история, логика, риторика, языки (латинский и греческий), родной язык+языки народов, с которыми имеет дело. |
Закаливание, владение оружием, воспитание выносливости, поддержание здоровья посредством физических упражнений |
Воспитание хороших манер, умения держаться в обществе. Против слепого подчинения авторитету. Развитие самостоятельности в атмосфере доброжелательного отношения к ученику. |
Средства воспитания и развития –
Самовоспитание |
Труд |
Развитие самостоятельности суждений |
Дисциплина Пример |
Самодеятельность |
Нравственные упражнения |
Активность ученика |
Дискуссия |
Требования к учителю:
ласковая строгость, исподволь тренируй знания преподноси
строгая нежность душу ученика в меру, чтобы больше
говорил ученик
Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое»
Женское образование может повредить естественным прелестям женщины.
Эразм Роттердамский (1469-1536гг) – голландский философ-гуманист, писатель, педагог.
Сочинения: «Похвальное слово глупости»;
«О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г);
«О методе обучения» (1511);
«О приличии детских нравов».
Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека.
-
Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».
-
«Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию».
-
Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться.
-
Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола.
-
Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное.
Педагогические взгляды ранних социалистов-утопистов.
Провозглашали идеи бесклассового общественного устройства с обязательным участием всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием.
Томас Мор (1478-1535) – ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, гуманист.
«Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия»
-
Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества.
-
Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек.
-
Человек имеет право на всестороннее развитие.
Умственный труд – Физический труд -
величайшее наслаждение обязанность всех
чтение, письмо, арифметика, геометрия, земледелие, специальное
астрономия, музыка, диалектика, естествознание ремесло
Воспитание высокой нравственности – первостепенная социальная задача
-воспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека;
- изживать тщеславие;
- свобода вероисповедания;
-
Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ.
-
Преподавание вести на родном языке.
-
Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания.
-
В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования.
Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме.
Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства
-
Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности.
-
Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически.
-
Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.).