пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Влияние христианства на образовательную практику в первые века н. э.

В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.
В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.
2.  Основными способами обучения в христианских общинах были: 
· устные и письменные назидания,
· совместное чтение отрывков из библейских книг, 
· составление и произнесение проповедей, 
· разучивание молитв, псалмов, притч, 
· чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д.
Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу.
Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли "учителями праведности". 
Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета:

· первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

· вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.
3. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии.
Он был автором дошедшей до нас книги "Педагог", в которой нарисован образ педагога, ведущего юношей по пути добра и в активном диалоге закладывающего основы постижения истины. Климент Александрийский полагал, что:

· помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством;

· цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни;

· должно уметь ставить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения;

· целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не
"научение", а "улучшение души";

· пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам.
Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свободных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного средства воспитания.
Ориген (ок. 186 - 253/254), известный богослов и философ, возглавил школу в Александрии после Климента. Он видел в человеке "соединение тела с духом", что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека. Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354 - 430).
Августин был широко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 году, начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиографическом труде "Исповедь" он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, - слияние с Богом. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу.
Религиозный государственный деятель остготского государства Кассио- дор (ок. 487 - ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию (книгохранилищу) стало одним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: "Наставление в божественном чтении", "Наставление в мирском чтении", "Об орфографии" и др.
4. Таким образом, к концу Римской империи начала складываться принципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

· особое внимание к личности человека, его душе; 
· приоритет веры над знанием, наукой;

· понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела; 
· неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; 
· осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания. 


11.06.2019; 21:14
хиты: 44
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь