.
Впервой половине 1800-х гг. вопросы просвещения и воспитанияприобрели заметное общественное звучание.
В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества:
• оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили в первой трети XIX века проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав ("Конституция" С.П.Трубецкого);
• М.Н. Муравьев, воспитатель будущего императора Александра I, полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов";
• видный законотворец М.М. Сперанский, убежденный сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране.
2. В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания. Западники(В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкий, Н.В. Станкевич и др.) представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло:
• они горячо приветствовали западноевропейскую образованность,
• возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения,
• защищали права личности на самореализацию.
В.Ф. Одоевский (1803 - 1869) в "Опыте о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845) подчеркивал первостепенную роль просвещения и науки в общественной жизни и жизни отдельного человека. Предназначение воспитания Одоевский видел прежде всего в достижении нравственной гармонии. Он ставил на первое место при достижении такой гармонии самодеятельность ребенка, разделяя в этом вопросе взгляды немецкого педагога Фребеля. В.Г. Белинский (1811 - 1848) во множестве статей и других работ, в том числе педагогического характера, определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Он был поборником просвещения, отвечающего национальным традициям. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспитания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспитанием". В противовес сословно-профессиональному обучению он выдвигал идеалы общечеловеческого воспитания.
Обосновывая идею человечности воспитания, Белинский повторяет почти слово в слово высказывания Руссо: "Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека". Белинский выступил против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании. Он уподоблял воспитателей садовникам, которые ухаживают не только за растением, но и почвой, на которой оно произрастает.
Славянофилыспособствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимание на его самобытность.
С.П. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей и семейного, и школьного воспитания считал "возвышение духовное". Он отстаивал идею развития в российских детях "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности.
3. Педагогические взгляды А.И. Герцена (1812 - 1870) и Н.П. Огарева (1813 - 1877) складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли (А.Н. Радищев, декабристы, А.С. Пушкин), европейского Просвещения, немецкой классической философии.
Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку.
Н.П. Огарев в "Плане народной школы" (1847) подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.