пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Стадии технологического процесса прозрачной отделки древесины и древесных материалов. Используемое оборудование и материалы.

В технологическом процессе как прозрачной, так и непрозрачной отделки древесины можно различить три характерные стадии: стадию подготовки поверхности древесины к отделке, стадию нанесения на древесину лакокрасочных материалов, т. е. создания покрытий, и, наконец, стадию облагораживания поверхности покрытия.

Структура технологического процесса прозрачной отделки древесины*

Стадии процесса

 

Содержание стадий технологического процесса прозрачная отделка

Подготовка поверхности древесины к отделке

Нанесение покрытия

Облагораживание поверхности покрытия

Зачистка поверхности древесины. Удаление ворса. Отбеливание

Крашение.

Грунтование и порозаполнеиие. Лакирование

Выравнивание поверхности покрытия. Полирование. Матирование. Удаление полировочного масла

Содержание стадий, показанное в таблице, не следует смешивать с составом операций. Так, лакирование может состоять из одной операции нанесения лака и последующей его сушки, а может состоять из нескольких операций нанесения лака, чередующихся с операциями сушки, промежуточного послойного шлифования и т. д. Операций, применяемых в одном технологическом процессе, может не быть в другом (например, таких, как удаление ворса, отбеливание, обессмоливание, крашение и др.). В некоторых случаях может не быть и целых стадий процесса, например стадии облагораживания поверхности покрытия. Таким образом, показанная в табл. 12 структура является лишь обобщенной схемой.

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ МАСЛАМИ И МАСТИКАМИ

Олифление

Изделие при помощи кисти или тампона покрывают два-три раза чистым горячим льняным маслом или натуральной олифой. После их высыхания образуется плотная защитная пленка красивого темного тона. Пленка олифы имеет также глянец. Олифление как вид прозрачной отделки требует тщательной подготовки отделываемой поверхности, так как шероховатые места на поверхности после нанесения олифы или масла выступают в виде грязных пятен. Олифа долго высыхает; для сокращения срока высыхания в нее добавляют до 8% сиккатива или до 25% скипидара. Для дуба применяют состав, в который входит 47% олифы, 47% скипидара и 6% сиккатива. От чистой олифы дуб сильнее темнеет.

Каждый новый слой олифы наносят только после того, как высохнет и будет отшлифован предыдущий слой. Отступление от этого правила влечет за собой получение липкого покрытия.

Лессировка

Лессировкой называется отделка поверхности древесины олифой, смешанной с лессирующими, т. е. малоукрывистыми, пигментами -- ультрамарином, лазурью, милори. Лессирующий пигмент нередко заменяют анилиновой краской. Лессировка также требует тщательной подготовки поверхности.

Глазировка

В отличие от олифления и лессировки глазировка, которой отделывают исключительно древесину ценных пород, производится специальным составом -- глазуролем. В него входят натуральная олифа, скипидар и анилиновый краситель. Этот состав всегда подбирают под натуральный цвет отделываемой древесины: под слоем глазуроля ее текстура выглядит особенно сочной и привлекательной.

Олифление, лессировка и глазировка как способы отделки древесины в настоящее время применяются редко. Развитие техники отделки новейшими синтетическими материалами позволяет заменить эти способы другими более качественными, притом выполняемыми без затрат дефицитной олифы.

Вощение

Обработка воском применяется не только для порозаполнения перед лакированием; вощение является широко распространенным видом прозрачной глянцевой отделки древесины, в особенности крупнопористых пород. Для отделки лучше пользоваться восковыми мастиками на скипидаре, а не на бензине: они прочнее держатся на древесине и дают больший блеск.

После нанесения и втирания восковой мастики и некоторой выдержки отделываемую поверхность подвергают лощению. Лощение, производимое тотчас же после нанесения мастики, дает меньший блеск. Лоск наводится сукном, мочалом, морской травой. Для защиты воскового покрытия от действия тепла и влаги и от механических повреждений его покрывают бесцветным спиртовым лаком. Делают это после того, как слой воска окончательно просохнет, т. е. когда полностью испарится скипидар. Наличие остатков скипидара под лаковой пленкой ведет к появлению неисчезающих белых пятен, резко портящих отделку.

До нанесения лака нужно предохранить восковое покрытие от сырости и пыли. Под влиянием сырости в воске образуются белые пятна, пыль делает поверхность шероховатой.

Мастичение

Так называется окончательная отделка поверхности древесины различными мастиками. Вощение, в сущности, один из видов мастичения, дополненный нанесением лакового покрытия.

Для мастичения чаще применяется восковая мастика, в которую, кроме воска, входят канифоль, скипидар, мыло, сухая краска, поташ. Основную составную часть (40%) составляет воск. Канифоль в количестве 10% вводится как пленкообразующее вещество; мыло в таком же количестве дается для повышений эластичности покрытия. Скипидар, сухие краски и поташ дозируют в зависимости от пористости древесины. Кроме восковой, применяют значительное количество мастик, приготовляемых по различным рецептам. В их состав входят в основном канифоль и бензин с добавлением в небольших количествах церезина, стеарина, мыла, талька и некоторых других химикатов (по рецептам). Ко всем мастикам предъявляется требование: не изменять цвета и не затенять текстуру отделываемой древесины. В необходимых случаях мастику подкрашивают под цвет древесины. При работе мастиками с канифолью излишки мастики удаляют с поверхности тряпкой, смоченной бензином.

Матирование

Способом матирования придают отделанным мастиками поверхностям древесины ровный, приятный матовый вид. С этой целью обрабатывают мастикованные поверхности специальными шлифовальными пастами или шкуркой с очень мелким зерном. Если поверхность по мастике покрыта спиртовым лаком, ее шлифуют пастой № 289, а если масляным лаком -- поверхность протирают этиловым спиртом. Очень хорошее матовое покрытие дает выпускаемая промышленностью влагоустойчивая паста «Матолеин». Шлифование шкуркой ведут с керосином или скипидаром, или же с водой, если шкурка водоупорная. При матировании возможны такие дефекты: следы от шлифования; неравномерное покрытие пастой; оставление на обработанной поверхности излишков пасты; просадка пасты в крупные поры. Все эти дефекты легко предупредить аккуратной, тщательной работой.

Матовая отделка имеет ряд достоинств. Эти достоинства:

1) быстрота и легкость выполнения;

2) бездефицитность и сравнительно небольшая стоимость потребных материалов;

3) получение отделанной поверхности с довольно высокими техническими, декоративными и гигиеническими качествами.

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ ЛАКАМИ (ЛАКИРОВАНИЕ)

Лакирование -- самый распространенный вид отделки столярных изделий.

Лаки. Существуют лаки масляные, спиртовые и нитроцеллюлозные (нитролаки). Нанесенные на поверхность древесины, они образуют после высыхания прочную защитную пленку, хорошо сцепленную с этой поверхностью. Лаки должны давать пленку прозрачную, гладкую на ощупь, светоустойчивую, теплоустойчивую, с равномерным глянцем. Установлено, что чем пленка тоньше, тем она плотнее и тем лучше блестит. В толстой пленке под влиянием ее усадки образуются незаметные трещинки, поверхность такой пленки получается недостаточно гладкой.

Различают четыре стадии высыхания лакокрасочных покрытий: «от пыли», «на отлип», «для шлифования» и «полное». Первая из этих стадий -- высыхание от пыли -- характеризуется образованием на поверхности покрытия тонкой пленки, настолько подсохшей, что к ней уже не может прилипать пыль.

На отлип -- это такая стадия высыхания, когда к поверхности покрытия уже не прилипает ватный тампон, прижатый рукой, и палец, если им нажать на пленку, не оставляет на ней отпечатка.

На стадии «для шлифования» пленка уже обладает твердостью, допускающей шлифование без опасения повредить пленку.

«Полное» высыхание характеризуется одинаковой твердостью покрытия по всей его толщине.

Приемы лакирования

Лакирование вручную производится тампоном, реже кистью. Для тампона берут ком ваты, обертывают его тонким мягким льняным полотном или марлей, обязательно стираной; нестираная марля оставляет на лакируемой поверхности вклеивающиеся волокна. Тампон делают таких размеров, чтобы его было удобно держать в руке; небольшие поверхности, а также кромки лакируют тампонами меньших размеров.

Для лакирования наливают лак в тампон, хорошо пропитывая вату. Насыщенность тампона лаком должна быть такой, чтобы при незначительном надавливании на него на поверхности древесины оставался сплошной тонкий слой лака без потеков. В ходе лакирования в тампон время от времени добавляют лак, для того чтобы толщина покрытия получилась равномерной.

В перерывы и по окончании работы тампон промывают спиртом. Непромытым тампон оставлять нельзя, так как иначе на нем образуется твердая лаковая корка и он станет непригодным к работе. Тампон надо хранить в плотно закрывающейся коробочке. Кистью наносят лак в местах, куда нельзя проникнуть с тампоном. Исключение составляет масляный лак: при его употреблении допускается сплошное лакирование кистью. Для нанесения лаковых покрытий применяют кисти из мягкого волоса, их размеры и форма (плоские или круглые) зависят от размера и профиля лакируемой поверхности.

В перерывы и по окончании работы кисти обязательно промывают: спиртом -- когда отделку производят спиртовым лаком, скипидаром -- когда применяют масляный лак, специальным растворителем -- при лакировании нитролаками.

Тампоном наносят лак вдоль волокон плотно примыкающими полосами. Частичное перекрывание полос (нахлестки) в местах примыкания должно быть небольшим, полосы должны хорошо разливаться и образовывать ровную поверхность.

Лакируют не менее двух раз; каждый следующий слой лака наносят только после того, как хорошо высохнет и будет обработан шлифованием предыдущий слой. Шлифование производится пемзовым порошком.

Изделия лакируют в собранном виде. Работа ведется в довольно быстром темпе, с равномерным нажимом на тампон. Нельзя задерживать тампон на одном месте: здесь тотчас же образуется неустранимое желтое пятно. Не допускаются пропуски, потеки, полосы, нельзя дважды проходить тампоном по одному а тому же месту. Не следует наливать лак на рабочую поверхность тампона или окунать тампон в лак. По мере высыхания тампона его развертывают, расправляют вату и равномерно напитывают ее лаком. После каждой такой заправки делают пробный мазок на специально подготовленной для этого дощечке.

При длительной работе по бокам тампона насыхает «корка». Такой тампон заменяют новым или обновляют. Во втором случае тампон развертывают, промывают полотняную или марлевую обвертку в растворителе (спирте, скипидаре, растворителе нитролака) и снова заправляют.

Спиртовые лаки обычно наносят в 2--3 слоя. Межоперационные выдержки для сушки длятся 40--50 мин. Покрытие полностью высыхает за 2 часа. Увеличением количества слоев покрытия и шлифованием поверхность доводят до зеркального блеска.

Масляные лаки наносят в 2--3 слоя с межоперационными выдержками для сушки длительностью 6--8 час. Полное высыхание наступает не менее чем через 48 час. Работу можно выполнять как тампоном, так и кистью.

Нитролаки наносят в 4--5 слоев с выдержками в 30--40 мин. Срок полного высыхания до 2 час. Для лакирования вручную нельзя применять нитролаки, предназначенные для нанесения способом распыления. В эти нитролаки входят настолько активные (сильные) растворители, что при нанесении их кистью или тампоном, они растворяют ранее нанесенные слои лака, и той же кистью или тампоном эти слои сдираются с обрабатываемой поверхности. Для лакирования вручную промышленность выпускает специальные нитролаки ВК-1.

Нитролаки обладают рядом преимуществ перед спиртовыми и масляными лаками. Помимо того, что они быстро затвердевают, сокращая этим длительность процесса отделки, нитролаки имеют еще такие достоинства: они дешевле лаков спиртовых и масляных, изготовляются из недефицитных материалов отечественного производства и их пленка не размягчается при нагревании до 90°, не разрушается горячей водой, щелочами, керосином.

Технологический процесс лакирования. При обычном лакировании с глянцем операции, включая и отделочную подготовку, выполняют в следующем порядке (схематически):

1. Увлажнение

2. Сушка

3. Удаление ворса

4. Заполнение пор

5. Сушка

6. Шлифование

7. Нанесение первого слоя лака

8. Сушка

9. Шлифование

10. Нанесение второго слоя лака

11. Заключительная сушка

При лакировании древесины крупнопористых пород операции 4, 5 и 6 выполняются два раза. При лакировании с предварительным крашением древесины между операциями 3 и 4 производится крашение раствором прозрачного красителя, за которым следует сушка длительностью не менее двух часов. После сушки окрашенную поверхность протирают, одновременно удаляя остатки ворса.

При лакировании высшего качества наносятся четыре и больше слоев лака. Каждый слой подвергают сушке и шлифованию. Продолжительность межоперационной сушки зависит от свойств нанесенных на древесину отделочных составов, от температурных условий, качества выполнения отделки. Например, сушка после увлажнения, производимого с целью удаления ворса, обычно длится 2 часа. Однако это время можно уменьшить, если температура воздуха в помещении, где ведется отделка, выше обычной и если увлажнение сделано аккуратно, без глубокого пропитывания. Продолжительность сушки после порозаполнения зависит от состава порозаполнителя: канифольно-смоляные порозаполнители высыхают быстро, другие медленно. То же можно сказать и о лаках.

Столяр должен всегда стремиться к сокращению сроков межоперационной сушки без снижения качества отделки.

32.


21.01.2018; 16:38
хиты: 85
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь