Репортер в прямом эфире
Корреспондент обязан учитывать, что «живая передача», форму какого бы жанра она ни принимала, – это еще и особый вид контакта с аудиторией.
Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности радио, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой слушателями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Именно здесь смыкаются или расходятся точки зрения, здесь возникает уже не радиовещание, а радиообщение, когда журналист-ведущий и радиослушатель – равные партнеры.
Прямой эфир, особый вид журналистской программы на радио, является одним из самых сложным и ,зачастую, непредсказуемым. Перед микрофоном репортер, говорящий от своего авторского лица, описывающий свои чувства.
Помимо уникального тембра, четкости речи, дикции и грамотного владения языком, радиожурналист должен так же обладать такими качествами как:
1. уверенность( в себе и втой информации, которую он доносит до аудитории)
2. сдержанность(помогает контролировать журналисту свои эмоции, симпатии \ антипатии к объекту разговора)
3. тактичность(понимание чувств своего собеседника, корректные формулировки )
Никто не отменяет так же подготовку к предстоящему прямому эфиру. Необходимо четко обозначить тему, найти для нее материал, который являл бы собой уникальный и актуальный контент. Радиожурналист вправе записать текст или основные тезисы, подготовить и заранее записать разного рода зарисовки. Однако, мы ранее выделяли основную черту прямого эфира-его «живость», поэтому, никогда нельзя быть четко уверенным в том, что не произойдет никаких накладок, непредвиденных ситуаций. Ведущему нужно уметь импровизировать.
РАДИОРЕПОРТАЖ
Сегодня, современный прямой радиорепортаж становится заметно скупее, видна лаконичность в деталях уже хотя бы потому, что у слушателя появилась возможность обратится к экрану телевизора, который способен изображением заменить поток слов.
Обычно , для прямого эфира с места события, отводят от 2 до 3 минут эфирного времени. Вообще стремление передать одной-двумя фразами суть происходящего (наряду с описанием и звуковой картиной) – одно из самых плодотворных направлений в практике прямого эфира.
Прямой эфир с места события тематически всеяден. Поводом для него может быть и футбольный матч, и театральная премьера, и последний звонок в школе. Непременное условие – журналист обязан быть непосредственно на месте события, участвовать в нем, чтобы иметь возможность рассказать о нем достоверно и интересно. Только тогда, когда репортер опишет вид зала, передаст настроение публики и общее состояние напряженного ожидания, голоса возбужденных участников премьеры, даст услышать аплодисменты, музыку и речь, идущую с экрана, только тогда ему удастся «перенести» слушателя на место события и предоставить ему возможность услышать и прочувствовать то, что он сам слышит и переживает.
Журналист, на событии начинающий свою работу ,должен соблюдать несколько правил:
1. Определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках(где не будет слышно помех, определить возможность передвижения);
2. Прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче
3. Проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.
Нельзя только забывать, что специфика радио требует ограничения количества приглашаемых к микрофону: их должно быть не больше двух или трех, особенно если все они участвуют в разговоре одновременно.
Говоря о необходимости на радио постоянно поддерживать интерес к потоку речи, надо учитывать то обстоятельство, что, по сведениям психологов, через две с небольшим минуты после начала
программы у слушателя часто наступает определенный спад внимания. Поэтому, готовя материал в записи, надо наметить своеобразные «пики» интереса на протяжении всей передачи. Приемы здесь могут быть самые различные: включение интересной музыкальной записи, песни, шутки.