Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.
Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.
Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.
В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.
Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
Категория(греч. определение, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления. Как предельно широкие понятия категории служат средством формирования картины мира. Категории выполняют инструментальную функцию в качестве норм освоения человеком бытия вообще, человеческого бытия — в особенности. Универсальность категорий обусловлена тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходимую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.
Становление и развитие философии сопровождалось формированием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли. Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие категории науки приобретают философский статус. Общественное развитие, сопряженное с возникновением новых, не существовавших ранее процессов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии. Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, культуры мышления вообще.
Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, об- щенаучные и философские категории.
Частнонаучные категории используются в отдельных областях научного знания, выступают как результат обобщения знаний о локальной и специфической области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса*, «ускорение* и другие; в биологии — «вид», «наследственность*, «мутация* и т.д.
Общенаучные категории имеют междисциплинарный статус. Это могут быть категории общетеоретических дисциплин. Например, категории общей психологии вошли в арсенал специальных научных дисциплин, возникших на ее основе (детская психология, педагогическая психология, психология личности, социальная психология и т.д.). Целый ряд общенаучных категорий, первоначально используемых в системе различных наук, впоследствии приобрел философский статус (например, категории: симметрия и асимметрия, хаос и гармония, вероятность, система, структура, элемент и др.).
Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.
1. Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).
2. Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др. Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, философия глобалистики также располагают собственным категориальным аппаратом. Раскрытие содержания названных категорий осуществляется в соответствующих разделах нашего учебного пособия.
3. Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформировалась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — антропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.). В логике — формы мышления, понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике — категории: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.д.