В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:
- Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.
- Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.
По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения:
- Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.
- Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.
Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки.
Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона).
Причины научных революций:
- Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира.
- Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.
- Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода.
Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий).
Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в XV–XVI вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале XX века.
Научные революции по степени общности можно классифицировать так: 1. внутридисциплинарные научные революции; 2. глобальные научные революции.
Внутридисциплинарные революции носят частный характер и затрагивают качественные изменения в отдельных научных дисциплинах, а глобальные революции предполагают качественные, сущностные изменения, общие для разных научных дисциплин.
Внутридисциплинарные революции периодически происходят во всех научных дисциплинах. Примерами таких революций являются: революция в астрономии в XV–XVI вв., в результате чего происходят качественные изменения во взглядах на космос, на строение Вселенной; революция в биологии в XX в., связанная с развитием генетики.
Глобальные научные революции затрагивают качественные изменения ряда отраслей науки. Самыми известными революциями данного типа являются революции в естествознании. Эти революции свидетельствуют об изменении качественных свойств комплекса естественных наук. Примером может служить революция в естествознании XVIIв., связанная с возникновением опытного естествознания. Здесь возникает опытное естествознание, которое опирается на эксперимент в союзе с математическими методами исследования (Г. Галилей, И. Ньютон).