В сжатом виде суть философской герменевтики он выразил в следующей форме: "Фундаментальная истина герменевтики: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Необходимо поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им
Основные философско-методологические идеи Гадамера:
Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода не является ни единственным, ни универсальным. Научно-теоретическое освоение мира - лишь одна из возможных позиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытие истины является искусство, философия и история.
Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет - нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания.
Хотя в соц. познании можно и нужно применять методы естественных паук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное - учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда "самого познающего").
Герменевтика - прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста, и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Однако философская герменевтика для немецкого мыслителя не сводится к методологии понимания текстов. а представляет собой своего рода философию понимания.
Согласно Гадамеру, действительность не только теоретически познается научными средствами, но и жизненно - практически "испытуется" человеком.
Важнейшая заслуга Гадамера - всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания.
Понимание для него - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.
Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.
Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа, как своеобразный философии понимания. Диалог Гадамер считает - вслед за Сократом и Платоном - основным способом достижения истины в гуманитарных науках.
Решение вопроса есть путь к знанию и конечный результат здесь зависит от того, правильно или неправильно поставлен сам вопрос.
Сущность знания заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение но одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное.
"Кто хочет мыслить, должен спрашивать", т.е. должен ставить проблемы и правильно разрешать их.
Согласно Гадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в "стихии языка".
Всякое понимание есть проблема языковая и оно достигается (или не достигается) в "медиуме языковости", иначе говоря, все феномены взаимосогласия, понимания и непонимания, образующие предмет герменевтики, суть явления языковые. Язык обеспечивает возможность традиций, а диалог между различными культурами .
Процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме, т.е. есть процесс языковый. Язык есть та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимопонимание по поводу самого дела.