пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

36. Философия неофрейдизма А.Фромм

Эрих Фромм (1900 - 1980) признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры.

Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д.

во-вторых , предложил считать психоанализ своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем.

В-третьих, пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений.

Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом:

  1. Личность – принципиально “открытая система”. Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.
  2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне соц.окружения и вне конкретных соц.-исторических условий.
  3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

Сущность человека может быть представлена как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах.

Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру.

Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Т.о, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха.

Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть.

Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биолог. потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется в форме накопления материальных благ

Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, кот. определяют их экзистенциальную сущность.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни в самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в продуктивной ориентации. (приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться.)

Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек

Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности.

Некрофилия характерна для современной западной цивилизации; она создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому.


09.01.2018; 18:50
хиты: 74
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь