пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист.

Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о нем («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот» и др. произведения).

Свобода составляет сущность человека. Он не может отказаться от нее, если хочет остаться человеком, личностью, самоутверждаться, а не быть лишь «винтиком».

Однако «отпущенный на свободу», человек тотчас же начинает бунтовать против существующего порядка. Проявляется скрытый индивидуализм человека, обнаруживаются его внутренняя противоречивость (добро и зло), неприглядные стороны его природы.

Неограниченная свобода приводит человека к пороку и к гибели. Человек начинает мнить, что ему «все дозволено». Это - путь отрицания Бога и попытки превращения человека в Бога (человекобожество).

Бог же (для Достоевского) есть основа, субстанция и гарантия нравственности. По пути свободы можно идти как к добру, так и ко злу. Чтобы человек не превратился в зверя, ему нужен Бог, вера.

Человек может идти к добру только через страдание. Поэтому свобода - не для каждого, а только для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека (путь следования Богу), т.е. сделать свой выбор в пользу добра, а не зла.

Диалектика свободы и ответственности человека

Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, связанные с ней, чтобы сделаться человеком.

Жестокая взаимосвязь (диалектика) свободы и ответственности, существующая для каждой подлинной личности, не сулит человеку счастья. Напротив, свобода и счастье для человека оказываются практически несовместимыми.

Поэтому многие люди, получив свободу, спешат поскорее от нее избавиться. «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем приклониться».

Свобода выбора – страшное бремя. Поэтому всегда существует альтернатива: быть «счастливым младенцем», но расстаться со свободой, или взять на себя бремя свободы и стать «несчастным страдальцем».

Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта против внешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна. Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.

Достоевский открывает трагическую диалектику свободы. Оказывается, в своеволии в конечном счете истребляется свобода и отрицается сам человек.

 Родион Раскольников в "Преступлении и наказании" испытывает границы собственной природы, человеческой природы вообще.

Он думает, что все можно, и хочет испытать свое могущество.

Можно ли ради блага заведомого большинства людей убить ничтожную старушонку-процентщицу, которая ничего, кроме зла, не причиняет людям?

Но обнаруживается, что не все дозволено, потому что природа человека сотворена по образу и подобию Божьему и всякий, даже самый зловредный из людей, имеет безусловное значение и безусловную ценность.

И когда человек в своем своеволии истребляет другого человека, решая сам быть высшим судией, он истребляет самого себя, перестает быть человеком, теряет человеческий образ.

Происходит распад личности. Выясняется, что любая конкретная человеческая жизнь стоит больше, чем облагодетельствование будущего человечества, и никакие "возвышенные" цели не оправдывают преступного отношения к самому последнему из ближних.

Достоевский также показывает, что человек, начинающий в своем своеволии сам решать, что есть добро и что есть зло, как раз перестает быть свободной личностью и становится ведомым как бы посторонней силой.

Так, Родион Раскольников превращается в пленника собственной "идеи", его поведение, несмотря на все внутренние борения, в целом предсказуемо.

Опыт героев Достоевского показывает невозможность решения антиномии человеческой свободы чисто умозрительным, рассудочным путем. Родион Раскольников, признавшись в убийстве и попав на каторгу, остается в состоянии отчуждения от мира и окружающих его людей. Его мысль продолжает ходить по кругу прежних рассуждений о благодетелях человечества, способных вынести преступление, и он страдает оттого, что не оказался достаточно сильным и пришел с повинной.

Он не понимает, какая сила заставила его жить, когда он стоял над рекой, и почему он не смог ее одолеть. Действительно, невозможно логически понять, что может помешать человеку как свободному существу распоряжаться своею собственной или чужой жизнью.

Раскольников выходит из состояния отчуждения через любовь к Соне. . Таким образом, решение антиномии свободы все-таки есть, но состоит оно в выходе за пределы навязчивых рассуждений о своей собственной свободе и в открытии в другом человеке не объекта моей личной свободы, но бесконечной ценности.


09.01.2018; 18:50
хиты: 67
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь