это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.
В этот период возникли новые течения в философии. Философия приобретает религиозный характер. Духовным источником религиозной философии явилось православие как духовный и жизненный уклад.
В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
- природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
- гуманизм и его кризис;
- смысл человеческой жизни и истории;
- ряд важных социальных вопросов.
Что такое русское национальное самосознание?
Происходит раскол в русской философской мысли XIX в. и возникает два противоположных течений — славянофильства и западничества.
Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев.
Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический.
Он ставит вопрос о том куда идти России? Какая историч, соц-я и культурная миссия стоит перед Россией?
Он говорит что эта страна должна преодолеть все противоречия, оюъединиться и тогда она сможет объединить всю планету. Но он не верит в это по причине падшести церкви- котор явл-ся стержнем, котор падает и как только она падет падет и вся Россия. И только если дети россии в конце 20 века смогут вурнуть себе славу, то она сможет поняться обратно.
В русской религиозной философии важную роль так же сыграл Николай Александрович Бердяев.
1. Философию он считает чистым творчеством. Человек как природное существо и как личность способен к творению. Он выдвигает вопросы личности, сводбоды и творчества.
2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:
- В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
- Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом).
- В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
- Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
- Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.
- Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
- В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую-нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.
К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности:
П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.
Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.
Белинский( публицист-критик) ( 1811-1848)Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.
Чернышевский (1828-1889)( что делать ?)Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.