пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31. Спиноза : учение о субстанции

Бенедикт Спиноза (1632, 1677) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени

В основе учении Спинозы о природе, лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. 

Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух—существует только одна, то есть она есть всё существующее.

 Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость - лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) явл. частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.

Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство.

Сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам.

Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут протяженности. Протяжение составляет одно из свойств бесконечной субстанции, потому что без этого свойства нельзя мыслить себе ни одной конечной вещи. Оно является определяющим признаком тела. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления.

Термином “мышление” Спиноза обозначает все содержание человеческого сознания, в том числе и собственно разум, т.е. способность к логическим выводам.

Бесконечный разум объявляется Спинозой одним из бесконечных модусов. Единственное свойство бесконечного разума состоит в том, чтобы постигать всегда все ясно и отчетливо.

Так как мышление является атрибутом субстанции, то и каждая модификация последней, т.е. каждая вещь, может быть представлена через него.

Зависимость единичных вещей от субстанции выражается Спинозой понятием модуса. Модус - это ". . . состояние субстанции. ".

Субстанции, как единственному целостному началу, свойственно вечное существование, вместе с тем она бесконечна в пространстве. Модусы же, как "конечные вещи", изменчивы приходящи, и только по отношению к ним имеет силу категория длительности.

( What is модусы? Спросить у Палий)


09.01.2018; 18:50
хиты: 77
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь