Под иррационализмом 19 века имеется в виду направление философской мысли 19 века, где, как и в марксизме, в ответ на избыток рационального начала в философии Гегеля, возникает своеобразная компенсация в лице подчеркивания неразумного (иррационального) начала в структуре бытия, познания и системы ценностей.
Свои идеи Шопенгауэр черпал из трудов Платона, трансцендентальной философии И. Канта и древнеиндийского трактата Упанишады. Тем самым Артур Шопенгауэр попытался синтезировать идеи западной культуры (где базисом философии был рационализм) и идеи восточной культур (где в противоположность западу базисом служил иррационализм).
Иррациональный стиль мышления основан на вере в существование не подлежащие объяснению и не подчиняющихся разуму сил, управляющих как человеком, так и внешним миром.
Эти теории объединяют присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой, становится противоречивой наша собственная жизнь.
Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер.
В зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основные ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек.
I. Силы природы (тяготение, магнетизм) – слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишенное всякого познания стремление.
II. Растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли, в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению, отсутствует, собственно говоря, познание, - уже отличается от предыдущей ступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, - неким подобием мира представления. Растительный мир все еще слепой, но уже более сознательный для познающих существ (человека), более понятное обнаружение воли.
III. Животное царство, представители которого имеют способность к интуитивному, ограниченному животной натурой, представлению реальности: это далеко от сознательности человека, но уже дает право заключить то, что животное обладает рассудком, то есть способностью к познанию причинно-следственной связи явлений, есть величайший прогресс на пути эволюции. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире.
IV. Человек как высшая ступень объективации воли единственный, благодаря отвлеченному мышлению, получает возможность действительно осмыслить себя и свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия: он видит и уже вполне ясно сознает, насколько он вообще отходит от предыдущей ступени объективации воли к жизни и может сознавать, - войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман, разврат и пр.
Человек есть осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря привходящему для нужд воли разуму, - способности к абстракции, получающая возможность уничтожить самого себя и обрести искупление от мира.
«Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла».
Закон объективации такой: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает». Шопенгауэр: «Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичней его жизнь».
В противоречие входят две силы: стихия «мировой воли» и человеческий разум.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла – иллюзии, придумывание занятий. Человек – это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойной жизни:
- Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
- Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, т.е. бессмысленной траты энергии.
- Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.
Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко.
С одной стороны, она – источник безудержного эгоизма, а с другой – реализует себя в свободе.
И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. У Шопенгауэра воля – это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля – это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля – воля к жизни, стремление.