Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, разнообразные концепции. Исходным основоположением материалистического понимания истории является тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание.
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – осознанное общественное бытие, которое, однако, имеет по отношению к нему относительную самостоятельность.
Доказывавшийся в марксизме тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание– был следствием материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу, свидетельствовал о материалистическом характере философского мировоззрения марксизма.
Общественное сознание, будучи вторичным по отношению к общественному бытию, однако, обладает активностью, внутренней логикой развития. Эта логика определяется диалектической преемственностью - на новые идеи серьезное влияние оказывает старый мыслительный материал. Активность общественного сознания проявляется, например, в том, что в истории человечества революции в сознании обычно предшествуют во времени социальным и политическим революциям.
В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – материальное производство и воспроизводство жизни и человека. Это производство является конкретно-историческим, изменяющимся способом производства.
Именно способ производства, доказывал К.Маркс, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества. А именно: деление общества на социальные классы, его формы политического устройства, а также особенности его мировоззрения и духовной культуры.
Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы – орудия труда, его средства и условия и люди, имеющие соответствующую квалификацию и опыт.
Производственные отношения– это экономические отношения между людьми в процессе производства. Это – отношения собственности, а также обмена, распределения, потребления и т.д. материальных благ. Для того чтобы производственный процесс начался, субъект производства должен соединиться со средствами и орудиями труда.
Орудия труда могут принадлежать обществу, группе, отдельному лицу. Поэтому именно отношения собственности определяют особенности отношений производства, обмена, распределения и потребления благ. Социальная, политическая и духовная структура общества также определяется, в конечном счете, отношениями собственности.
Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения
Надстройка включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д. Надстройка определяется базисом. Конечную причину всех важных исторических событий марксизм видит по преимуществу в экономическом развитии общества.
Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить общие повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и сформулировать идею конкретно-исторического типа общества - общественно-экономической формации.
Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, характеризующийся особой соц и политической структурой. Основа экономической формации – способ производства материальных благ.
Смена общественно-экономических формаций (в марксизме выделяется пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития.
Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
Коммунистическая формация: характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.
Учение о классах, классовой борьбе как движущей силе истории и диктатуре пролетариата как ее высшей и последней форме составляет важнейшую часть политической философии марксизма. Марксистский социально-классовый подход к анализу общественных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений людей.
Закономерным результатом классовой борьбы пролетариата с буржуазией Маркс и Энгельс считали установление диктатуры пролетариата. Именно в ней они видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, инструмент построения нового общества.
Подчеркивая объективность законов истории, Маркс и Энгельс отмечали, что они реализуются не автоматически, а через действия людей, конкретных субъектов общественных отношений.
Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются народные массы – субъект материального производства, а также другие социальные общности, классы, их организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. Способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса, но и от уровня сознательности, организованности субъектов действия.
Марксистская социальная философия тесно связана с концепцией человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Сущность человека заключена не в его природной телесности («бороде или крови»), а в социальных качествах, связях и отношениях с другими людьми