пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

17. Дуализм и агностицизм Канта

Иммануил Кант (1724-1804) –основоположник немецкой классической философии и науки новейшего времени. Родился в г. Кенигсберге, в семье ремесленника.  Философия Канта получила название трансцендентального идеализма.  ( Фанат Ньютона)

Его философское творчество можно разделить на два периода:

 1-й – до начала 70-х годов (1746-1770), называется «докритическим»,

 2-й (1770-1797) – «критическим», поскольку именно тогда происходит переориентация сферы интересов Канта, и были написаны главные произведения, принесшие философу мировую славу: ««Критика чистого разума» (вопросы теории познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе). 

1.      В «Докритический период» - сфера интересов Канта ограничивается естественнонаучными исследованиями. Новаторство Канта при исследовании проблемы бытия, природы, естествознания заключается в том, что он был одним из первых философов, уделивших внимание проблеме развития (развития в природе).

Из произведений этого периода важнейшим является трактат «Всеобщая история и теория неба». В нем Кант описывает свою космогоническую теорию – гипотезу о возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей вселенной)

Одновременно перед Кантом стояла уже в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания, о границах познания и, прежде всего, научного познания. Поэтому Кант и переходит в 70-е годы от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания(гносеологии). 

2.      «Критический период» Канта это агностицизм и априоризм. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. 

Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма. 

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе, и утверждал, что человек познает мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.

Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует, независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе».

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Тем самым, весь мир по Канту является «вещью в себе», у которого две стороны: познаваемый и не познаваемый. 

Реальный мир (огромное множество предметов и явлений окружающего мира), представляющий объект нашего разума и чувств есть «вещи в себе».

Они как бы имеют две качественные стороны: поверхностные и внутренние. 

Первые, поверхностные, это образы (внешне проявляемые явления – феномены), доступные нашим органам чувств.

Вторые, внутренние,сущностные (субстанциональные – ноумены) – не доступные нашему разуму. И потому «вещь в себе» абсолютно не может быть понята разумом, следовательно «вещь в себе» является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

Таким образом, основная идея произведения «Критики чистого разума» - агностицизм – невозможность познания окружающей действительности.

Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. 

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум, т.е. субъект познания, а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии)Антиномии свидетельствуют о том, что Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.

Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает только противоречия мыслительной деятельности.

С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Например,«существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» элементов, и «в мире нет ничего простого». Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Однако, разум, наталкивается не только на собственные внутренние границы, на неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. 

«Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Исходя из чего, идеализм Канта получил название трансцендентального идеализма.

Отсюда следует и главный вывод Канта: человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. 

Все знание Кант делит на опытные (apastoriori) и доопытные (apriori).

Апостериорное знание есть то знание, которое человек получает в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения. 

Априорное знание – это доопытное знание, то есть то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени», и это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Кант считал, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Будучи всеобщими и необходимыми, законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств, принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему. То есть, чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые суть «чисто логические » формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром. Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени.

Отсюда вывод Канта: вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того, философия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна. Функция философии познать сущность бытия, а она то, как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

 

18.


09.01.2018; 18:50
хиты: 61
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь