Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Материя это первооснова любого тела, это объективная реальность мира, которая не зависит от человека. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи.
Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом
(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).
Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.
Часы и часовщик (который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом
Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим , неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Мир предстает перед человеком только в результате познания. Через мышление мы постигаем мир, но это два разных понятия. Материя не рождает из себя способность к разуму, к восприятию, к познанию. Помимо материи существует другая субстанция -мыслящая и непротяженная, мир субъекта это мыслительный мир, объективный мир-это материальная реальность.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
· материальные (вещи);
· духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
· протяжение – для материальных;
· мышление – для духовных..