Христианство возникает в I-II столетиях нашего летосчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье.
Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты.
Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным- они не могли стать
революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общ.-е условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия — христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий. как к равным перед богом.
Официальная римская религия не могла предложить утешение массам, ибо она была слишком тесно
связана с римским деспотическим государством.
Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс, рабов, вольноотпущенников и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение — надежду на лучшее будущее в посмертной жизни.
К христианству, однако, постепенно приходят и состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, положение которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым. Соц. структура христианских общин, состоявших сначала лишь из рабов и свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), в котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная организация, возглавленная монархическим епископатом.
В то же время начинают преобладать призывы к смирению соц.-ым злом, что показывало признание имперской властью политического и идеологического значения христианства. Во время правления императора Константина Великого (306- 337) христианство было признано официальной государственной религией. Оно окончательно побеждает после того, как были запрещены языческие культы (391- 392). Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии и в восточной, и в западной части Римской империи.
Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме. Воле он приписывал первенство над разумом.
Августин представлял бога как бесконечность, а мир — как продукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспективная позиция переходит в персонализм, бог — это прежде всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств.
В творчестве Августина много противоречий и натяжек.
Так с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой — считал ее
привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой — она сверхъестественный дар.
Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла.
Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и
церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви — все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.
Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную жизнь
средневековую. Он был гораздо более известен как философ, чем как «отец
церкви».
3 ветви христианства : католицизм , православие , протестантизм