пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4. Представление о бытии в философии Аристотеля

Аристотель поступил в академию Платона , великолепно сдал экзамены .

Первоматерия  образует потенциальную предпосылку существования и является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью первоматерии являются четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первоматерией, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

А. признавал объективное существование материи, считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего. Не может, так же, увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Но сама по себе материя(источник вещ-ва) инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения, бытия. Чтобы эту возможность превратить в действительность надо придать материи соответствующую форму(действительность бытия, духовное начало). 

Под формой- А. подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.

Форма и Материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму.

Таким образом, А. подходит к идее единства материи и формы. С понятием первоматерии А. связывает понятие возможность, а с формой – действительность бытия .

В связи с этим он вводит понятия «причина» и «следствие». Причина – толчок для движения, в тоже время следствие – причина движения.

В мире работает постоянная причинно-следственная связь. Перед Аристотелем встает вопрос, как происходит соединение материи и формы.

Отвечая на этот вопрос он создает учение о четырех причинах существования вещи: 1) материальная (то, из чего состоит вещь);2) формальная (качественная определенность вещи);3)движущая (то, что соединяет материю и форму);4) целевая(для чего создается данная вещь).

(форма и материя соединяются с помощью движении)Движение –это мера непрерывного времени, бытия, любого процесса. Движение миру задает Бог- он Основной двигатель мира, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Бог – вне материального мира, он не материя, тогда он – чистый дух, а дух по А. – форма, значит Бог – абсолютная форма, следовательно, наше мышление – поток чистой формы, именно поэтому мышление принимает форму этого предмета, и для него познавать – постигать форму вне меня.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. (Так, глина есть оформленная материя — это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступа­ет в роли материи для дома, построенного из кирпичей.)

Отношение души и тела является в опр. смысле аналогией более общего отношения материи и формы. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: 1) вегетативный - душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания 2) чувственный, преобладающий в душах животных, 3) разумный или разум присущий лишь человеку. Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта т.е все предметы существуют объективно, независимо от того вижу я или нет, чувствую или нет, тот или иной предмет все равно существует. Основным первым уровнем познания он считает чувственное познание, т.е через ощущение(индивидуальное восприятие, знание) и восприятие, затем при помощи разума мы перерабатываем информацию- это есть работа с образами.

У человека сложное отношение со средой. Мы живем в мире вещей и идей, которые сами себе создаем. Кроме того идеи нужны для самого человека. А язык – это способ мышления, развитие мышления, то с помощью чего мы образуем понятия. Мир человека создан самим человеком, только движущая сила духа дана Богом, все остальное это выбор развития себя.


09.01.2018; 18:50
хиты: 68
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь