Возникновению философского и научного знания в Др. Греции предшествовало знание «мифологическое», укорененное в жизни родовой общины и получившее свое выражение в формах ритуалов и в мифах. Первой из школ греков была милетская школа (VI век до н.э.).
Основные проблемы:
1) понять, что лежит в основе всего сущего, каково первоначало всего сущего;
2) определить место человека, его роль в мироздании, как соотносятся микрокосмос и макрокосмос.
(МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС — большой мир и малый мир, под большим миром понимается вся Вселенная, под малым — организованное существо , животное или же человек как живая, мыслящая, обладающая душой ее часть. Сочетание этих двух понятий, употребление их вместе привносит опр.-ый новый смысл в каждое из них. Мир в целом одухотворен, он организован так же, как и живое существо , следовательно человек, содержит в себе весь мир, который можно познать, познав самого себя.)
Древнегреческий философ и учёный Фалес – основатель милетской школы. Он впервые поставил вопрос о единой сущности вещей.
Первичным элементом он считал воду . Вода–субстанция, из которой все происходит, и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Вода абсолютное движение, ничто не стоит на месте, покой относителен. И вода как олицетворение движения развития времени.
Его последователи разделяли его точку зрения о единой сущности вещей , но спорили о конкретном первоэлементе.
Анаксимен считал основой всего воздух, Все вещи образуются из него путем сгущения и разряжения частиц воздуха и он оживляет все своим дыханием как душа. Исчезновение вещей – рассеяние частиц воздуха. Он отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит - огонь как абсолютную и все изменяющую стихию. «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, но он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами возгорающим и мерами затухающим». Почему мир абсолютно подвижен? Потому что огонь внутренне противоречив это движущая сила огня, и это противоречие не убрать.
Мир существует как иерархия уровней: огонь↔воздух↔вода↔земля
Огонь определяет порядок бытия, упорядоченное движение. Время – последовательность движения событий. Оно возникает из движения. Время необратимо. Мир – не хаос. Из хаоса возник космос. Боги – законы.
Гераклит был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории, признавал относительность окружающего мира, считал всеобъемлющим божеством Логос – Мировой Разум, выступал за материальность человеческой и мировой души, был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности, движущей силой всех процессов считал борьбу.
Анаксимандр (последователь Фалеса) принимал в качестве основы всего сущего хаотическое «беспредельное», «неопределённое» апейрон, движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из которых слагаются миры.
Апейрон – это нечто, что объединяет в себе все существующие в мире качества. Апейрон вечен и бесконечен, потому что каждая вещь содержит лишь конечный набор свойств.
Из апейрона всё возникло и в него всё превратится. Он вывел закон сохранения материи (атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы. Он первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.