Особенности модернизма в поэзии 30-45х годов. Взгляд на развитие поэзии «Группы сторонников чистой поэзии».
«Группа сторонников чистой поэзии» 순수시파 –продолжают традицию 20-х годов движения искусство для искусства. Но если в 20-е годы основной темой творчества сторонников искусства для искусства были упаднические настроения, желание уйти от реальности, в 30-е годы движение видоизменилось и преобразовалось в группу 순수시파. Группа начала существование с основания журнала «Поэзия» 시문학 в 1930 году.
Основные идеи:
- как и в 20-е годы, чистота и свобода от любой идеологии.
- На волне запрета корейского языка желание привить любовь к родному языку у корейского народа. Любовь к родному языку «сквозит» в стихах сторонников чистой поэзии.
- Противопоставление себя любой литературе, будь то литература националистского толка, пролетарская литература или популярная литература (журналы, газеты)
«Искусство – это атака на мещанство, политизацию и вульгарное искусство» Пак Ёнчхоль
Основатели группы: Пак Ёнчхоль и Ким Ённан (провинция Чолла), лучший поэт – Чон Джиён.
Особое внимание уделяли языку как средству поэтического выражения.
Преодолели сентиментальность поэзии 20-х годов, избежали перегруженности произведений эмоциями и размышлениями.
*В начале 30-х годов на территории корейского полуострова активно действует пролетарская литература. Основана Корейская ассоциация пролетарских писателей (КАПП). Однако, после 1935 года японское правительство практически окончательно уничтожило всех, кто писал в русле пролетарской литературы. Поэтому 순수시파 отграничивали себя от пролетарской литературы, для которой литература считалась средством классовой борьбы. Они считали, что политическая, пролетарская литература – «не чистая»
Творчество Чон Джиёна
Чон Джиён 정지용 (1903-1950), - родоначальник современной поэзии, первый современный поэт в Корее. Родился в пров. Чхунчхонпук-до. В 1922 г. окончил высшую литературную школу Хвимун (Сеул). Уехал в Японию, в 1929 г. Окончил японский университет Досиш. В 1930 г. принимал участие в «Синмунхак». С 1945 г. преподает корейский и латинские языки в женском университете Ихва. В 1948 г. уходит в отставку.
В июле 1950 г., во время оккупация Сеула Севером, ложно обвинен и арестован, заключен в отделе политической национальной безопасности, затем похищен и насильственно увезен в Северную Корею. Точная дата и место смерти неизвестны. В 1982 г запрещенные в течении 30 лет, сборники Чон Джиён вновь публикуются.
Сборники:
- «Сборник стихов Чон Чиёна» 정지용시집 (1935г.);
- «Озеро белого оленя» 백록담 (1941г.) (образ оленя в традиционной корейской литературе означает гармонию человека и природы)
Особенности поэтики Чон Джиёна:
- Умеренное использование чувственной поэтической лексики;
- Выбор следующих художественных средств: аллегория, символ, олицетворение, составляющих основу приема отстранения;
- Значительная часть поэзия того времени часто затрагивала тему жалости к себе, поэты часто жаловались на жизнь, Чон Чжиён же пренебрегал в своем творчестве грустью и печалью.
- Прием отстранения – главный творческий метод поэта. Суть – показать хорошо знакомый предмет или понятие по-новому, с помощью странных и в то же время четких образов.
- Характерной чертой его ранней поэзии является лирическое и образное отношение к морю.
- В молодости он создал большое количество стихотворений, посвященных морскому пейзаж
- С середины тридцатых годов он воспевал знаменитые горы, тем самым передавая состояние своей души.
Стих Море
Море на кусочки
Разлетается,
Скользкое,
Как стайка ящериц, -
Никак
За хвост не ухватить.
От белых когтей
Царапины алее и печальней, чем кораллы.
С трудом совладало с собой,
Подравнялось, втянуло влагу.
Мытые руки отдернуло
От морских карт.
Выплескивается,
Накатывается,
Распахивается, переполняясь!
Земной шар, словно цветок лотоса,
закрывается…раскрывается…
Авангардная поэзия Ким Кирима
Ким Кирим ( 1908 - ?)- корейский поэт - имажист и литературный критик.
Имажизм- относится к модернизму. Возник в начале 20го века. Имажисты воспевали природу, фиксировали мимолетные впечатления, увлекались игрой, ритмами и красками. Всегда делали акцент в поэзии на один образ. Стих очень короткий. Поэтов- имажистов можно называть - поэтами интеллектуальной поэзии. Задача поэта – создать яркий образ. На западе имажизм возник под влиянием японской поэзии Хокку и вернулся на восток уже как имажизм. Отличительные черты корейского имажизма - сложные комбинации образы зрительных и звуковых образов.
Стихотворение Ким Кирима «Море и бабочка» ярко отражает суть имажизма, создание некого очень яркого образа (бабочка –популярный образ в японской поэзии) хрупкого существа, которая олицетворяет хрупкость человеческой жизни.
Белая бабочка не боится моря,
Не знает, как глубока бездна,
Приняв морскую гладь за поле редьки,
опускается.
Нежные крылышки просолив в волнах,
К берегу скользит, словно принцесса.
В марте море не цветет, талию
Опечаленной бабочки холодит молодой
месяц.
Сюрреалистические мотивы в поэзии Ли Сана
Сюрреализм – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Ли Сан (1910-1937) - поэт, писатель, один из первых сюрреалистов. Ли Сан (настоящее имя Ким Хэ Ген, писал также и под псевдонимом Пигу) родился 14 сентября 1910 г. - в год, когда Корея утратила независимость и стала вассальным генерал-губернаторством Японии. Будущий поэт рос в условиях колониального режима, идеологическая политика которого была направлена на возвышение всего японского и подавление национального самосознания корейцев.Печатался с 1934 (сюрреалистические стихи). В 1936 опубликовал повесть "Крылья". В психологических повестях "Летопись жизни", "Останки ребенка", "Утраченный рай" передал внутреннее состояние интеллигента, который в условиях колониальной Кореи видит выход из тяжелой жизни лишь в самоуглублении.
Ли Сан получил техническое образование, учился в академии Босон, изучал архитектуру в высшей технической школе в Кэсоне. После окончания учебы работал гражданским инженером в отделе японского генерал-губернаторства.
Неудачам на деловом поприще сопутствовало и резкое ухудшение здоровья, он заболел туберкулезом. Почувствовав себя неизлечимо больным, Ли Сан впал в депрессию, потерял интерес к жизни, отказался стричься, бриться, мыться. Осознание безнадежности своего существования приводило его к мысли о самоубийстве. Полоса жизненных неудач вынудила его в 1936 г. уехать в Японию, но и здесь его ждало еще одно испытание. Японские власти, заподозрив его в нелояльности режиму, арестовали и заключили в тюрьму, но вскоре он был освобожден. Умер Ли Сан 17 апреля 1937 г. в Токио. Ему было 27 лет.
Сознание своей ущербности и несостоятельности сформировало у Ли Сана крайне пессимистический взгляд на мир. Физические и душевные страдания заставили замкнуться в своем «Я», углубиться в сферу собственных мыслей и переживаний. Здесь он открывает новый мир подсознания и новое самоощущение своего «Я», которое существует параллельно его земному бытию и объективной реальности. Этот мир совершенно независим и по-своему содержателен и интересен. Новое самосознание личности и окружающей действительности перевернули его прежние взгляды. Он стремится найти в литературе такой художественный метод, который мог бы адекватно отразить его внутренний мир, его переживания и мысли. Сюрреалистическое искусство привлекло Ли Сана, оно могло наиболее полно отразить сферу подсознательного, приоткрыть сокровенные стороны духовной жизни личности.
Его поэзия носит автобиографический характер. Так, например, в стихотворении «Зеркало» описан абстрактный полет лирического героя в подсознательное, где он обнаруживает еще одну реальность, которая существует независимо от его сознания. Как бы заглядывая в иной мир, в свое отражение в зеркале, он видит похожую внешне на него личность. Тот герой, что в зеркале, существует самостоятельно в другой реальности, в другом измерении. «Зеркало» подталкивает героя к размышлениям о себе, заставляя внимательнее изучить свой внешний облик и внутреннее ощущение своего «Я». Так происходит новое самопознание и открытие своей личности. Прием внутреннего противопоставления призван для того, чтобы сильнее ощутить самоценность в этом мире. То пространство и измерение, которое находится внутри зеркала, и есть та сюрреальность, которая, раздвинув границы человеческого мышления, позволяет заглянуть в недосягаемый для обыденного сознания противоположный, можно сказать,
Его произведения близки литературе "потока сознания". Одна из основных идей сюрреалистов – создание, пространства, которое стоит на грани реальности и нереальности, пограничное состояние человеческого разума. Упадническим настроением и безысходностью проникнуты почти все его стихотворения. В показе своего внутреннего «я» он использовал мистику, цифровые комбинации, вспышки внутреннего озарения с долей истерии. В стихотворениях Ли Сана появляется еще один прием сюрреалистической поэзии - отсутствие пунктуации. Сюрреалисты рассматривали пунктуацию как еще один барьер на пути «автоматического» процесса творчества.
Стих Цветущее дерево
В долине цветет дерево. Ни одного дерева рядом. Дерево цветет также страстно, как
страстно мечтает о дереве, цветущем рядом. Цветущее дерево не встретится с деревом, о
котором мечтает. Я убегаю. Искать цветущее дерево, цветущим деревом притворяясь, так
странно…
В оригинале стихотворение написано сплошным текстом без пробелов для того, чтобы передать непрерывность мыли.
Традиции романтизма представителей группы «Поэзия»
В корейской литературе 1930-1945-х годов важное место занимает творчество группы «Поэзия», которая продолжила традиции романтического искусства. Возникновение романтизма в Корее было связано с деятельностью группы «Белый прилив» (“Paekcho”), которая появилась на литературной арене в 1922 году.
Появлению романтизма способствовало и состояние традиционной культуры, которая постепенно изживала свои старые формы и находилась в процессе обновления и поиске всего нового и прогрессивного.
Возрождение романтизма в Корее в 30-е годы связано с творчеством Ким Ёнънаня и Пак Ёнчхоля, которые создали новую группу под названием «Поэзия» со своим печатным органом - журналом «Поэзия». Редактором и издателем журнала «Поэзия» был Пак Енчхоль. Всего было выпущено в свет 3 номера, а с четвертого номера он был преобразован в журнал «Литература». Несмотря на то, что журнал издавался очень короткое время и вышло всего три номера, он имеет большое значение в истории современной корейской литературы. Надо отметить, что журнал, прежде всего, ставил своей целью популяризацию «чистой» поэзии сторонников романтизма, символизма и других направлений.
Творчество поэтов сложилось под заметным влиянием английского романтизма, особенно школы «озерников». Поэзия Ким Еньнаня и Пак Енчхоля, в отличие от «озёрников», не отрицала и не умаляла достижения национальной поэтической школы и ее традиций, а выступала за расширение поэтического диапазона, сближение поэзии с действительностью за счет использования ресурсов корейского языка, обновления поэтической лексики, образности, введения современного разговорного стиля наряду с фольклором.
Одна из основных тем романтического искусства стала тема одиночества.
В корейской поэтической традиции гармония мира, проявлялась обычно ночью, где световым, цветовым образом являлась луна, а звуковым - чистые звуки природы. В классической литературе образ луны в воде всегда служил метафорой иллюзорности
Тема любви к родной стороне, восхваление ее красот занимала одну из главных мест и в европейской романтической поэзии.
В поэзии Пак Енчхоля и Ким Еннаня отсутствует социальная проблематика, конфликт между личностью и обществом, драматизм. У Ким Еннаня и Пак Енчхоля доминируют две темы - природа и любовь.