Корея оказалась под давлением США и Японии. Осн факторы, оказавшие влияние на формирование современной литературы.
Кон 19в – «Период просвещения».
Просветители стремились вывести Корею из экономической и культурной отсталости путём освоения науч-техн достижений запада и приобщить к новым политическим идеям.
Христианские миссионеры открывали школы и обучали детей.
Реформы конца 19 века (появление прессы август 1898) «Корейская ежедневная газета», «Корейская народная газета») и журналы «Западный друг», «Молодая Корея», «Ночной гром».
Идеи сирхакистов, а также идеи революции Мэйдзи и мысли европейских просветителей XVIII в. - На такой идейной почве зародились движения за национальное самоутверждение: в конце XIX — начале XX в. — культурно-просветительское («Кемонги ундон»). способствовали сплочению патриотических сил страны.
корейские просветители выдвинули лозунг: «совершенствоваться внутренне, учиться внешнему» («нэсу-вехак»). для преобразования общества необходимо овладеть достоянием национальной культуры и освоить достижения передовой культуры Европы.
Активно знакомятся с литературой и идеями Запада.
в конце XIX — начале XX в. художественная литература становится одним из ведущих средств выражения просветительских принципов свободы, равенства и братства. Эта беллетристика, вобравшая в себя черты литературы переходного периода от «старой» к «новой» литературе, на первых порах резко противопоставлялась как по форме, так и по содержанию всей предшествующей словесности. В ее возникновении большую роль сыграли новые общественные условия и новые веяния в духовной жизни страны, а также зарубежный опыт.
Чхве Икхён в «Письмах японскому правительству» открыто бросил вызов иноземным угнетателям, предрекая, что настанет час отмщения за их злодеяния.
Возрастающий интерес к культурному наследию Запада объяснялся прежде всего стремлением корейцев создать качественно новую национальную культуру.
В этот период вновь получает развитие историко-биографический жанр, представленный главным образом жизнеописаниями легендарных героев прошлого («Сказание о Ли Сунсине», «Сказание об Ыльчи Мундоке»).
аллегорические произведения, создатели критиковали существующие порядки и проповедовали патриотические идеи («Собрание наземных и подводных животных», 1908; «Разговор между лисой и кошкой», 1908, Ан Гуксона).
Корейские писатели начала XX в. пропагандировали те же идеи, что и просветительское движение в целом. О равенстве, свободе, братстве говорится в таких произведениях, как «Колокол свободы» (1910), «Цветок в тюремной камере» (1911) Ли Хэджо, а также в произведениях Чхве Чхансика (1881—1951) «Осенняя луна» (1912), «Крик дикого гуся» (1912).
Поэзия 신체시 (신시) 1908 -1918гг – новая поэзия (нового стиля). Микс 가사 + 시조 + эксперименты.
Романтизм – Реализм – Символизм – Модернизм – Пролетарская литература.
Чхве Намсон 자유시 – 산문시 (стихи в прозе)
Путешествие в Пхеньян.(от романтизма к реализму) Лир герой – мысли и чувства поэта. Идея личности, способной изменить исторический процесс развития, ценность кажого чел-ка.
1910 год – договор об Аннексии. Корея – генерал-губернаторство Японии.
Главной целью Японии была перестройка кореи на свой манер.
Нарастало недовольство корейцев – бунты и партизанские отряды.
Японские власти принимали различные меры для подавления свободомыслия в корейском обществе. Продолжал действовать принятый еще в период протектората «Закон о поддержании общественного спокойствия», вступил в силу «Закон об опасных мыслях». В условиях колониального режима, когда недонесение в полицию о «неблагонадежных элементах» каралось как преступление, в обществе складывалась обстановка подозрительности и неуверенности в завтрашнем дне.
корейские поэты периода японского правления должны были найти обходный способ выражения своего противостояния. Любовь к нации и стране они выражали посредством восхваления пейзажей и исторических фигур своей родины, а для того чтобы показать отношение к японскому государству и передать тоску по независимости, мастера поэтического слова использовали символику поэзии. Ким Соволь (1902–1934), Хан Ёнун (1879–1944)
Профессионализация корейской литературы – писатели и поэты занимаются этим как профессией. Возрастает скорость чтения.
Деятельность студентов; выпуск журналов «Свет учения», «Молодость» (Юношество).
Содержание журналов: научные статьи, переводы произведений западной литературы, оригинальные произведения, написанные студентами.
«Новая проза» - просветители среднего возраста
Авторы рассказов – студенты. Проблема положения личности в современном обществе.
Журнал «Творчество» 창조, 1919
Основатели – поэты Чу Ёхан, Ким Ок, писатели Ким Донин, Чон Ёнтхэк, Ким Хван.
Приверженность «исскуству для искусства» - устверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.
В Корее – как реакция на утилитаризм «новой прозы». Выявление эстетической специфики искусства. Стремление к созданию новых эстетических ценностей. Идеи романтизма: победа духа в конфликте идеального и материального.
이광수 (1892-?) (1892 - 1950):
Один из ведущих писателей; публицист колониального периода;
Положил начало новому развитию литературы;
Полное собрание сочинений – 20 томов (лирические стихи, рассказы, статьи, несколько романов).