пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25. Русская философия первой половины XIX века (славянофилы и западники).

Русская философская мысль длительное время имела исключительно религиозный характер. Особенность русской религиозно-философской мысли в том, что ее носители — не церковные иерархи, а светские мыслители: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.

Основные периоды развитии русской философии следующие.

  1. 1830—1840-е гг. и середина XIX в. Характерные черты: влияние немецкой классической философии; дискуссии между западниками и славянофилами о путях развития России.

Славянофильство — течение в русской философии, утверждавшее, что Запад подошел к пределу своего развития и что только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи православия, могут предложить ориентиры для дальнейшего развития человечества.

Западничество — противоположное славянофильству течение русской мысли, заявлявшее, что только следуя за Западом Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.

Славянофилы: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы; западники: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.

  1. Последняя четверть XIX в. Основные мыслители: Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.
  2. Конец XIX—начало XX вв. Русские мыслители искали истоки захлестывавших страну революционных умонастроений в противоречиях российской и мировой истории, в психологии русского народа, в специфике религиозных ценностей. Основные представители: братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и др.
  3. Период эмиграции (после 1917 г.). В эмиграции оказались почти все видные представители русской религиозной философии, где их творчество получило новое развитие. Наибольшая известность выпала на долю Н.А. Бердяева

Эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. Достоевский и Толстой были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

Русские мыслители разрабатывали проекты переустройства общества и моделировали развитие страны. Этот интерес был обусловлен спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схему смены общественных формаций. Русская философия обращается к вопросам о смысле истории и месте в ней России.

Русской философии свойствен человекоцентризм, или этикоцентризм. Ее предмет ограничен: она рассматривала исключительно проблемы человеческого бытия и взаимоотношений. Западноевропейская философия относилась к этике как к своего рода служанке процесса познания. Русские философы в этике видели основу своего философствования. Возможность познания мира зависит от нравственных качеств человека, поэтому истина — не только гносеологическая, но и этическая категория.



12.01.2018; 07:55
хиты: 79
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь