Примерные временные рамки средневековой философии составляют с 2-6 века по 14 век. Средневековая мысль отличается от античной своей нравственно мировоззренческой парадигмой. У человека появляется идеал - Бог, который подобен ему, но выше его и вынесен во вне. В христианстве человек не гражданин космоса, но царский сын , терпящий позор, вспомнить о своем царственном достоинстве значит воссочувствовать свою униженность. Он стремится к своим божественным возможностям, но поддается земным соблазнам и падает вниз.
Основной задачей средневековой философии было богоискательство и подтверждение существования бога
Главные принципы средневековой христианской философии:
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Выделяют три этапа средневековой философии.Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию.
1 этап: Апологетика (2-3 в.) - "защита". Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений (установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви).
Представитель - Ориген.
Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.
Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.
2 этап: Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства (решение задачи установления господства христианской церкви).
3 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем (период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов).
1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.
2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.
3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.
Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плод человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:
Ø реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).Представитель - Фома Аквинский.
Ø крайний реализм (общее существует вне единичного).
Ø умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).
Ø номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).Представитель - Оккам.
Ø крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).
Ø концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.Представитель - Пьер Абеляр