пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

12. Становление тоталитарного режима в Японии во второй половине 1930-х годов. Характе-ристика идеологии «кокутай».

 

Установление профашистской диктатуры в Японии. Временная послевоенная стабилизация японского капита­лизма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой эко­номический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и про­мышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классо­вых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламент­ские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый поря­док".

После периода относительной либерализации полити­ческого режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается по­ворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской дик­татуры.

Милитаризация экономики, связанная с усилением по­литики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государствен­ного контроля над производством. В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязатель­ное соглашение между крупными фирмами о квотах произ­водства, о контроле над распределением продукции и уста­новлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все произ­водство чугуна и 50% стали. С 1938 г. законодательным пу­тем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределе­ния продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бур­ный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их по­литического взаимодействия.

Для решения своих задач ультраправые, ультранацио­налистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных по­зиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими наро­дами и расами. Культ императора эклектически увязывает­ся с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.

 

 

 

 

 

В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашист­ских переворотов, подавление которых свидетельствовало о неустраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой вой­не", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

Характерно, что этот режим не был следствием госу­дарственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные ат­рибуты японской монархии, как Тайный совет, Министер­ство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждал­ся вместе с активизацией милитаристских, крайне агрес­сивных кругов.

"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашист­ской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помо­щи трону", начиная от верхушечной"Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял премьер-министр, ее верхние этажи заполнялись министрами, гене­ралами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губер­наторов префектур и мэров городов, а также сельских ста­рост Ассоциация включала всю бюрократию, а через обще­ство резервистов - всю военщину. "Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "но­вую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "По­литической ассоциации помощи трону", которая объеди­няла большинство депутатов парламента, весь актив пар­тий Сэйюкай и Минсейто.

Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-пат­риоток", писатели и работники печати - в "Патриотиче­ский союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформирова­но "Общество служения отечеству" во главе с правительст­венными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен само­вольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования "новой политической струк­туры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточе­ния, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охра­не порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспече­нии национальной обороны", согласно которому преследова­лось всякое "распространение сведений, наносящих вред об­щественному спокойствию и порядку". Под такие действия  могли быть подведены любые проявления общественного не­довольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.

"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подверга­лось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства мас­совой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая орга­низация "Восточноазиатская лига великой Японии". Свое­образной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизи­рованных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на при­знании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в шко­лах, университетах и пр.*


15.01.2018; 06:59
хиты: 64
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
всемирная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь