пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

12. Возникновение хронологии как научной исторической дисциплины. История становления и развития русской и советской исторической хронологии.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы

времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов

«хронос» - время и «логос» - слово, учение, наука. Как историческая дисциплина она

является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется

математической или астрономической хронологией. Задачей последней является

установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей

движения небесных тел.

Цель исторической или технической хронологии состоит в определении времени

(дат) различных исторических событий и документов. Она исследует различные

системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и

проверяет даты различных источников, приводит их в соответствие с современной

системой счета времени.

Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за

небесными явлениями и связанными с ними изменениями в земной природе. Она

зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилонии и Египта, достигла больших

успехов в Древней Греции и в Древнем Риме и получила дальнейшее развитие в

средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке, особенно в Средней

Азии.

В Древней Руси уже в XII в. появились так называемые хронологические статьи

Кирика Новгородца, дьякона и доместика (регент хора) новгородского Антониевого

монастыря. До XVIII в. разработка основных вопросов хронологии велась главным

образом в плане установления расписаний церковных праздников - составления

«пасхалий».

Научный интерес к хронологии определился в XVIII-XIX вв. в связи с общим

подъемом исторических исследований. Крупнейшие отечественные историки

В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов и другие в своих трудах обращались к

решению частных хронологических вопросов, связанных, прежде всего с датировкой

событий и источников.

Первые научные хронологические справочники появляются в 1-й половине

XIX в., например «Хронологические таблицы» П.В. Хавского. Во 2-й половине XIX в.

издаются монографические исследования М. Лалоша, посвященные истории

календарей, Д.М. Перевощиков и Н.И. Черухин вырабатывают хронологические

формулы для определения и переводов дат. В начале XX в. в связи с возникшим

вопросом о необходимости реформы календаря (перехода с Юлианского на

Григорианский календарь) появляется ряд работ по хронологии Н.Д. Степанова и

Д.О. Святского.

После Великой Октябрьской социалистической революции хронология

постепенно оформляется в отдельную вспомогательную отрасль исторических знаний.

Особенно интенсивно она развивается в 20-30-е годы XX в. в работах

А.М. Большакова, Г.П. Саара, В.К. Никольского, Н.В. Устюгова и других. В

послевоенное время исключительно важное значение имеют труды Н.Г. Бережкова по

хронологии русского летописания.

В высших учебных заведениях хронология как составная часть общего курса

вспомогательных исторических дисциплин изучается с середины 30-х годов. В 1939 г.

на правах рукописи издается курс хронологии Н.В. Устюгова, в 1944 г. учебное

пособие Л.В. Черепнина. В 1960 г. выходит в свет учебное пособие для студентов

университетов «Хронология» Е.И. Каменцевой (2-е издание в 1967 г.), затем целый ряд

пособий, авторами которых являются М.Я. Сюромов, И.П. Ермолаев, А.П. Пронштейн

и В.Я. Кияшко.

 

 

Единицы счета времени

Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества.

Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его

фиксирования в конкретных единицах. Все основные выработанные человечеством

единицы счета времени - сутки, месяц и год - определяются астрономическими

факторами: сутки - периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц - периодом

обращения Луны вокруг Земли, год - периодом обращения Земли вокруг Солнца.

Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному

интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба

определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные

сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется

относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных

примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако

Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные

сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено

фиктивное понятие «среднее солнце», т. е. движение Солнца принято условно считать

равномерным. Средние солнечные сутки служат основной единицей счета времени.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны.

Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название

месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» - сближение,

схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются».

Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9

секунды.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с

видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели

к фиксированию самой крупной единицы счета времени - астрономическому, или

тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном

положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и

день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта)

и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными

положениями Солнца в точке весеннего равноденствия получил название тропического

года. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.

Легко заметить, что средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и

синодическим месяцем, который в свою очередь несоизмерим с тропическим годом.

Ясно, что, основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета

времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача - выработать такие

системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год

к истинному тропическому году. Вся история создания календарных систем счета

времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система

счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год,

человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух

систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки

и месяц согласуются с годами.

Возникновение более мелких единиц измерения времени - часы, минуты и

секунды - связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.

Календари

Календарем называется определенная система счета времени. Название

происходит от латинского слова «календы» - первый день нового месяца. Латинское

слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в

Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день

месяца.

По имеющимся в настоящее время данным, первые календарные системы

возникли в IV-III тыс. до н. э. Древнейшими, вероятно, были лунные календари, в

которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или

354 суток, т. е. год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате

лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной

жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на

определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного

календаря к тропическому, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц.

Таким образом был создан лунно-солнечный календарь.

Древнейший солнечный календарь появился в Древнем Египте, вероятно, в IV тыс.

до н. э. Хорошо известно, какую важную роль в хозяйстве древних египтян играли

разливы Нила. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на

небосводе перед восходом солнца звезды Сириус (по-гречески она называлась Сотис) в

дни летнего солнцестояния. Эту звезду из созвездия Большого Пса можно было видеть

на востоке в течение нескольких минут до восхода Солнца. Однако хотя и очень

незначительно, но появление Сириуса все-таки постепенно запаздывало по отношению

к солнцестоянию.

Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем

было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс 5 дополнительных дней, которые древние

египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Этот год был

короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, и в Древнем Египте

начало года не приходилось на определенный день, а постепенно перемещалось.

Отсюда этот календарь получил название блуждающего.

Так как разница между тропическим и египетским годом была равна 1/4 суток,

нетрудно вычислить, что за 4 года она составляла уже сутки, за 120 лет - месяц, а через

1460 лет - один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому

году. Этот период (1461 год) называется - Великим годом или периодом Сотиса. Спустя

1461 год начало египетского года опять совпадало с восходом Сириуса и

солнцестоянием. Из народов нашей страны египетский календарь использовали в

древности армяне.

Лунными календарями были вавилонский, древнееврейский и другие, лунно-

солнечными - вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский и другие.

Солнечный календарь первоначально был распространен в немногих странах - в

Древнем Египте, в некоторых районах Индии и Центральной Америки.

Совершенствование египетского календаря шло по пути периодического

прибавления дополнительного дня. В 26 г. до н. э. в Александрии была проведена

реформа календаря, так называемая реформа Эвергета. В результате этой реформы

египетский год стал постоянным: он состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом, и 5 (а

через каждые четыре года 6) добавочных дней; начало года постоянное - 11 сентября

(12 сентября после високосного года, не совпадающего с юлианским).

Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь

до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран, а также в

Индонезии. Христианская церковь использует его при вычислении дня пасхи.

Известны две разновидности лунных календарей: свободная (блуждающая),

распространенная в мусульманских странах, и связанная - (лунно-солнечная),

распространенная в тюрко-монгольских странах.


23.12.2017; 13:46
хиты: 73
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь