«Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
Для московского произношения характерно раскатистое аканье — звучание буквы «а» в первом предударном слоге как /ɐ/ (например, читается так: «М[а]ско́вское пр[э]изн[э]ше́ние х[э]р[а]шо́ для М[а]сквы́», известная дразнилка: «С Масквы, с пасада, с авашнова ряда[4]»). Особенности московского произношения даже изменили написание слов — слова «расти», «растение», «возраст» стали писаться через «а». По мнению Л. В. Успенского, когда центр русской языковой культуры оказался в Москве, московское «акающее» произношение стало общепринятым. И все слова, произведенные от «рост», в которых ударение падало не на слог «ро», стали произноситься, а потом и писаться «на московский манер».[5] Также для произношения характерно иканье (в безударных слогах после мягких согласных гласные «и» и «е» не различаются, произносясь как /ɪ/), например: вИсна (весна), брянские лИса (брянские леса).
Для московского произношения характерно наличие г взрывного: /g/. Звукосочетание «сч» читается как /ɕ:/, например, «ра[щ]ёска» или «[щ]ёт», а сочетания букв «чн», «чт» часто (но далеко не во всех случаях) произносились как звуки /ʂn/ и /ʂt/: [шт]о (что), [шт]обы (чтобы), коне[шн]о, «яи[шн]ица», наро[шн]о, скуч[шн]о, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, деви[шн]ик и т. д.
В повествовательном предложении тон понижается к концу. В вопросительном — интонация идёт вверх.