Понятие о способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Классификация способностей. Одаренность. Талант. Гениальность
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования у него способностей. Способности человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние параметры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько человек, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремление овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за равное время разных по уровню результатов.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно индивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются признаком всеобщности.
Ярче всего способности проявляются при обучении и переучивании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро производящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.
Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Способности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действительность только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия необходимых способностей. Например, нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обучали рисовать. Только в процессе специального обучения можно выяснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он легко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что когда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, просмотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будущего великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.
Если человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетельствует об отсутствии у него соответствующих способностей и означает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятельности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах.
Способности, как и все другие психические явления, имеют качественно-количественную определенность. Только сравнивая качественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.
Способности со стороны их качественных особенностей представляют собой сложный комплекс психологических свойств личности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятельности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности определяется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупречность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспитательных задачах, педагогический такт, инициативность и общительность, выдержка и самообладание и т.п.
Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой, отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для определения количественной характеристики и измерения способностей используют различные диагностические приемы, тесты, испытания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навыков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня способностей ребенка предложил метод определения зоны ближайшего развития. Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может решить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна через выявление динамики успехов человека в процессе обучения.
Вопрос о природе и о происхождении способностей - один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.
Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждающая врожденность (наследственность) способностей. В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способностей выступают также факты повторения их у потомков выдающихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых династий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.
Экспериментальные исследования на животных, в которых скрещивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении способностей, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания. В качестве доводов здесь приводятся факты массового развития некоторых специальных способностей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьетнамской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недоразвит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкальность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй - к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высота звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьетнамские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влиянием условий среды.
Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вторая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно научиться даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому способности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детерминируют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относительно способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками. В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность - это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпосылками развития способностей. К врожденным задаткам относятся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов.
Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необходимо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в процессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоминаниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений - это на 1% вдохновение и на 99% потение».
В упорном труде и при огромном желании можно развить способности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратимся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хилым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым коротким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это противоречило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, который должен был обладать красивой фигурой, величавой внешностью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал напряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, дыханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным благодаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воздействовать на огромную массу людей, превратилась в самостоятельную побудительную силу, мотив.
Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.
Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению».
То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития личности. Неблагоприятные условия препятствуют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности активно действовать, уменьшает возможности формирования у него способностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в процессе неправильно организованного обучения и воспитания, также создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принуждение к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, негативные переживания, которые затрудняют проявление специальных способностей.
Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зверей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задатки и способности, теряли их навсегда.
Человек может обнаружить и развить свои способности к определенному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формирования соответствующих знаний и умений приведет в конечном итоге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грамматические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисовать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. Например, существуют экспериментальные школы, в которых у абсолютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тренировок формируют музыкальный слух.
Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако наличие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формированию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.
Единой и общепринятой классификации способностей в психологии не разработано. Принципы ее построения предлагаются самые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют инженерные, научные, экономические и другие способности. Различия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступают основанием для деления способностей на обонятельные, музыкальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообразные спортивные способности. Наиболее распространенным является разделение способностей на общие и специальные.
Общие способности - это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психологические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материалом и т.д. Общие способности влияют на образование новых знаний и умений.
Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивидуальные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные. К специальным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.
С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профессиональных способностей. Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматриваются как разновидность специальных. Но в отличие от специальных профессиональные способности формируются в гораздо более позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной деятельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, включая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые профессиональные способности, нередко совершенно в другой области. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.
Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исключительность личности находят свое выражение прежде всего в творчестве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Франка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смысле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуацией каким-то новым, небывалым для него способом.
Наиболее типичным образцом творчества является художественное творчество. Человек, способный к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.
Существует иерархия степеней, характеризующих предрасположенность человека к творчеству: способность - одаренность - талант - гениальность.
Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те положительные качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.
Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристики детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.
Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.
Психологический анализ одаренности позволяет выделить общую структуру способностей, складывающуюся из таких психических качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам деятельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высокая продуктивность умственной деятельности, которая выражается в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.
Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их интересы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел много дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведение. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.
Общие способности, образующие структуру умственной одаренности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкретно, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его литературная одаренность будет характеризоваться такими специфическими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.
Отечественная психология исходит из того, что достаточно сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой концепции считают, что умственная одаренность зависит от генов личности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность можно измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одаренности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой словесные испытания или различные «головоломки». Успешность решения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется коэффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:
где IQ - коэффициент умственной одаренности, а умственный возраст определяется средней суммой очков.
Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:
Коэффициент умственной одаренности объявляется постоянным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определяют возможность человека успевать в учении и практической деятельности.
Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в специализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявляет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных сведений, умений и навыков.
Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповторимая личность в процессе творческой деятельности, научной, технической или художественной, выражает прежде всего свои субъективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рождается из вдохновения.
Вдохновение - это специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубокого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первозданной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный сводник» - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь - Пегас.
Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.
Наука всесторонне исследует психологические аспекты человеческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей...».
В психологии талант определяют как благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к той или иной деятельности, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.
Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требований, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архитектора.
Как и способности, талант представляет собой лишь возможность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приобретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом... Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области культуры становятся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».
В то же время человеческая история изобилует примерами, свидетельствующими о слабой приспособленности социальной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн художника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.
Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры общества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчестве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».
В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная известность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.
Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать».
Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.
Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передвигающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Микеланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей психологической глубиной раскрыл душевные качества своих современников в галерее портретов, показал целый мир сложных человеческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явления в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.
Известно, что произведения любого искусства, в отличие от доказанных учеными истин или апробированных технических изобретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпретаций воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к традиционным духовным ценностям русской культуры творчество «агитатора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убедительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого революционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для современников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социальной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в сочетании с высокой художественной техникой, оказались неожиданно пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологических и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.
Великие произведения искусства, созданные гениями, остаются неподвластными времени и относительно независимыми от меняющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздействие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойденными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.
Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.
Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.
Способности изучаются в основном в рамках диагностическогоподхода - их измеряют и тестируют.
В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.
Самая простая аналогия: идет человек.
То, что позволяет ему идти – это его способности.
Темп его ходьбы – аналог темперамента;
Манера ходьбы, движение рук и т.д. – это характер.
Описал свойства способностей основатель отечественной дифференциальной ψ – Теплов.
-
Способности – типично индивидные свойства – они безличны!
-
Они определяют успешность человека в какой-либо деятельности;
-
В отличие от темперамента способности м.б. оценены как «+» или «-»;
-
Они несводимы к сумме знаний и умений
Способности и их свойства:
Классическое определение (до Теплова)-Способности– это индивидные свойства -рез-татразвития анатомо-физиологических задатков (задатки – ядро личности);
Способностипо Теплову:не тождественны знаниям, умениям, навыкам (это навыки, знания и т.п.– есть результаты развития способностей).Способность – не результат, а процесс его достижения, его нельзя зафиксировать! Способность – это готовность к овладению знаниями и умениями, овладению навыками. Это процесс перехода от задатков к результатам, развитие задатков (нелинейное! – при высоких задатках м.б.низкие способности). Способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. М.б.общие(интеллект, креативность) испециальные(для конкрет.деят-ти – ех.чувствительность руки, художественная одаренность). Т.о. способность - проявление и развитие задатков.
Задатки– это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены. Это внутреннее условие, возможность!
Развитие способностей.
1. Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сензитивных периодов – оптимальные временные условия для развития способностей. Здесь способности = задатки + среда (справедливо для муз.способностей)
2.Личностный: способность – средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале, т.е. для формирования способностей нужны: задатки – врожденная основа способностей соответствующие упражнения (деят-ть), соответствующая мотивация.
Теплов:при высокой мотивации можно выработать у себя квазиабсолютный муз.слух! -Возможность творческого преобразования задатков (самоактуализация)
самоактуализация
способности
з а д а т к и
Оба подхода подтверждаются в разных исследованиях:
Исследования.
-
Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство – роль наследственности). Раннее развитие способностей у выдающихся людей.
-
Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сензитивные периоды, периоды возрастной чувствительности – особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста. 2-3 года – приобретение речевых навыков. 5-7 лет – способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно – они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого – в меньшей. Одаренность– качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в деятельности. От одаренности зависит не успех в выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха. У одаренных детей происходит наложение нескольких сензитивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития.
-
Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды – влияние факторов среды.
Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой.
Измерение способностей.
Гальтон – основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования.
Тесты – это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Первые тесты, А. Бине(с учеником Симоном)1904г. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет) – выявлялись вербальные, логические и конструктивные способности. Сперва было 30 задач, потом их число увеличилось
1916г. г.Стенфорд. Коэффициент психического развития (интеллектуальности):
IQ=умственный возраст
хронологический возраст*100% тест стал называться тест Стенфорд-Бине
+ тест Векслера – изучение способностей.
Требования к составлению тестов:
-
стандартизация
-
надежность (воспроизводимость результатов на новых испытуемых)
-
валидность (степень соответствия содержания выполняемого теста измеряемой способности или изучаемой деятельности)
Проблема диагноза и прогноза. Диагноз ставится на уровне сложившихся знаний и умений. Остается неизвестным, каковы они будут в дальнейшем.
Исторически при изучении способностей понимание их различалось по 3 уровням деятельности:
-
Способности как операции. Понимание способностей как сложившихся знаний и умений. Тест Бине, IQ, общий интеллект. Проблема диагноза и прогноза. Интелект как навык.
-
Способности как действия, процессы. Понятие динамики способностей. Способности понимаются как действия с различным материалом. Модель Гилфорда:3-х векторная структура измерения интеллекта (действие, материал, и результат (форма его представления)) Примеры тестов: Тест на классы: Перечислите как можно больше способов употребления консервной банки; Тест на отношения: Напишите слова, сходные по значению со словом «тяжелый» и т.д..
Здесь встаетпроблема выделения базового фактора способностей,G-фактора, независимый от культуры тест. Мечта каждого тестолога создать супер-тест, независимый ни от каких условий. Проблема общей способности - способности к обобщению (Рубинштейн) Попытка: прогрессивные матрицы Равена (полный тест включает 132 матрицы).
-
Способности как деятельность. Способности связывают уже не только с познавательной, но и мотивационной сферой. Креативность – готовность к реализации своих способностей, способность к творчеству. Здесь нет тестов, т.к. тест – короткое испытание, а креативность не терпит рамок! Признаки креативности: поиск новых решений, использование новых средств, постановка новых целей