пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Психология:
» Тема1. Общее представление о психологии как науке
» Тема 2. Историческое введение в психологию
» Тема 3. Эволюционное введение в психологию
» Тема 4. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
» Тема 5. Психофизиологическая проблема
» Тема 6. Человек как субъект познания и деятельности
» Тема 7. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности
» Тема 8. Эмоционально-волевая регуляция деятельности
» Тема 9. Психология потребностей и мотивации
I семестр:
» Микроэкономика
» Политическая экономика
» Экономика предприятия
» Финансы
» Макроэкономика
» Мировая экономика
» Мат-эк модели
» Вопросы

Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный индивид» и «личность» в современной психологии (В.В.Петухов, В.В.Столин). Социальный индивид: личность и общество. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм.

 

§ 1. К определению понятия «личность» в психологической науке

Условность разведения проблематики психологии личности или — более широко — психологии человека как субъекта деятельности (куда включаются проблемы психологии потребностей, мотивов, эмоций, воли и т.д., а также психологии индивидуальных различий — способностей, характера и т.д.) и проблематики психологии познания (психологии человека как субъекта познания) не подлежит никакому сомнению. Это особенно справедливо для представителей психологической теории деятельности: они всегда утверждали, что мыслит, воспринимает, запоминает реальный человек, движимый конкретными мотивами, имеющий определенные способности, характер и т.п. Тем не менее в учебных целях изучение человека как субъекта деятельности и изучение его же как субъекта познания происходят в известном смысле независимо друг от друга. В учебных планах университетов предполагается даже отделенный от дисциплин общей психологии курс «Психология личности». Тем не менее специфика «Введения в психологию» такова, что в нем мы обязательно должны затронуть такие важнейшие не только для психологии личности, но и для

251

психологической науки вообще понятия, как субъект, индивид, социальный индивид и личность1.

Определение субъекта давалось неоднократно — это носитель деятельности и познания. Здесь и далее мы будем говорить только о человеке, рассматривая процесс развития субъектности человека в онтогенезе. Очень часто (особенно в зарубежной психологии) человек с самого рождения называется личностью. Рассмотрим краткую историю этого последнего понятия в психологии.

Считается, что в психологической науке первую общепризнанную (и до сих пор весьма популярную) теорию личности создал американский психолог В.Джемс [29]. Мы уже говорили о нем как родоначальнике американского функционализма, авторе важной для психологии метафоры «поток сознания». Теперь обратимся к еще одной стороне его многогранного творчества (кстати, не только психологического). Интроспективно обратившись к изучению переживания личностью самой себя, В.Джемс различает собственно личность (объект самопознания) и Я (субъект самопознания, познающий себя как личность). Объект самопознания называется им также эмпирическим Я (для его обозначения используется английское слово те), субъект самопознания называется «чистым Я» (для его обозначения используется английское слово I). Естественно, в реальности познающее Я и личность (познаваемое Я) неотделимы друг от друга, их можно разделить лишь в абстракции. Эмпирическое Я имеет, по В.Джемсу, следующую структуру: 1) физическая личность, 2) социальная личность, 3) духовная личность. Каждая из «видов» личности отличается своими стремлениями к сохранению соответствующей инстанции.

К физической личности относятся не только телесная организация человека, но также и одежда, ближайшее семейное окружение — отец и мать, жена и дети (они также являются «частью нас самих», пишет В.Джемс, нам также стыдно за их дурные поступки), наш дом, произведения нашего труда, деньги и пр. Мы стремимся к физическому самосохранению, равно как к сохранению того, что называем «своим» (жилища, денег и пр.).

Социальной личностью делают «признания нас личностью другими людьми». У человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен. Мы можем вести себя совсем иначе в компании друзей, чем в обществе начальника по работе, что может привести к дисгармонии в структуре социальной личности (хотя многие люди, выступая в разных социальных ипостасях, живут в гармонии сами с собой). Реально та или иная социальная личность обнаруживает себя в выполнении

1 В некоторых учебниках по курсу «Введение в психологию» психологии личности и индивидуальных различий посвящаются специальные разделы [22]. Нам кажется это излишним, однако некоторые предварительные определения используемых в этих разделах понятий мы все же дадим.

252

определенных норм и правил поведения, которое общество ожидает именно от этой социальной личности. Судья, например, находит для себя бесчестным заниматься денежными операциями (именно этого и ожидает от него общество), все ждут от офицера храбрости в бою. Заботы о сохранении социальной личности заключаются в стремлении обратить на себя внимание, жажде любви и дружбы других людей, стремлении к славе и гласности и т.д. Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания, всех духовных свойств и способностей личности, ядром которого является чувство внутренней активности. Для духовной личности характерно постоянное стремление к прогрессу (умственному, нравственному и духовному в узком смысле слова). В.Джемс призывал каждого человека стремиться к гармонии (а не «соперничеству») разных сторон Я друг с другом, которую можно обеспечить развитием наиболее сильной его стороны, обнаруживаемой путем тщательного самоанализа. Это ведет к повышению самоуважения человека, которое не прямо зависит от его реальных успехов, а определяется формулой, в числителе которой реальные успехи, а в знаменателе — притязания данного лица. Даже большой успех может огорчить человека, если он претендовал на большее, и наоборот. Каждый человек стремится к разным формам самоуважения, при этом позитивные устремления социальной личности заслуживают большего уважения, чем потребности физической личности, стремления духовной личности должны быть расценены выше, чем потребности социальной.

Со времен В.Джемса «трехчастное» представление о структуре личности становится очень популярным и встречается в разных психологических концепциях, в частности в психоанализе З.Фрейда (три инстанции «психической личности»: Я, Оно, Сверх-Я, см. ~лаву 4). Впрочем, критерии выделения З.Фрейдом трех инстан-ий в личности не совпадают с предложенными В.Джемсом.

Проблема соотношения понятий «личность» и «человек» в шко-е А.Н.Леонтьева решается принципиально иначе, чем в подав-~ющем большинстве направлений зарубежной психологии. С точки рения А. Н.Леонтьева, личностью не рождаются, личностью ста-овятся и этот процесс осуществляется в два этапа: первое и вто-ое «рождения» личности. В. В. Петухов и В.В.Столин уточнили, то на первом этапе рождается еще не личность, а так называе-ый социальный индивид; второй этап и есть первое рождение обственно личности. Чтобы разобраться в этих вопросах, обра-имся к проблеме психического развития человека в онтогенезе1, затем определим переломные моменты жизни, связанные с возникновением и развитием его личности.

Мы очень схематично представим его, поскольку это предмет возрастной психологии.

253

 

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо

260

решать самому) — и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась — «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие «личность» в самом широком смысле — как синоним понятия «человек»). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности [5; 68].

 

 


31.07.2020; 20:47
хиты: 79
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь