Российская экономическая мысль является существенной частью мировой экономической науки. Российские ученые внесли свой значительный вклад в становление и развитие экономической теории. В России были свои меркантилисты, физиократы, классики, социалисты-утописты, монетаристы, марксисты. Однако влияние западных идей в их работах сочеталось с национальными традициями.
Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Этот документ отражает интересы феодалов и защищает прежде всего феодальную собственность, охраняет права господствующих классов на эксплуатацию ими трудящихся масс. Русская Правда санкционирует также применение труда рабов, при этом в ней перечисляются обстоятельства, когда допускалось превращение зависимых и свободных людей в рабов (несостоятельность должника, растрата чужого имущества, добровольная продажа себя в холопы, бегство закупа, не уплатившего долга, и др.). Русская Правда указывает на развитие в Киевской Руси кредитных отношений. В этом документе делается попытка урегулировать отношения между кредитором и заемщиком. В нем устанавливается льгота для заемщика, если его постигнет стихийное бедствие. Вместе с тем Русская Правда дает кредитору право распоряжаться должником, если последний окажется злостным растратчиком денег, взятых взаймы. Вследствие неразвитости товарно-денежных отношений уровень процента устанавливался еще законодательным путем. Русская Правда определяла максимальный размер процента
Среди произведений протопопа дворцовой церкви Ермолая-Еразма особое место занимает "Правительница" — об управлении государством и измерении земли. В основе только труд является источником богатства, однако вследствие неразвитости общественного разделения труда основу существования государства этот мыслитель усматривал в крестьянском труде. Особенно резкий протест накопление денежного богатства, так как оно собирается "не нужда ради", т.е. не для удовлетворения необходимых потребностей, в силу чего возникает стремление к безграничному его увеличению.
негативное отношение к крупной торговле и ростовщичеству. Опираясь на свои представления, Ермолай-Еразм подвергает критике недостатки общественных отношений. Он обрушивается на вельмож и бояр за то, что они сами не трудятся, но живут в полном достатке за счет труда многих людей. требовал отмены государственных налогов. Он считал необходимым передать все земли в пользование крестьян и ограничить их повинности только отработочной рентой в размере пятой части урожая для содержания служилых людей и воинов.
Одним из родоначальников русской экономической мысли был Юрий Крижанич (ок. 1618—1683), священник-католик. Основной труд "Политические думы". торговая политика государства Российского должна защищать интересы отечественного производства, т.е. надо больше вывозить и меньше ввозить. Крижанич был сторонником вывоза готовых изделий, он осуждал вывоз сырья и хлеба, поскольку в этом случае население страны испытывает нехватку продовольствия. Он понимал, что для развития торговли важное значение имеют наличие хороших дорог, а также гарантия перевоза грузов, т.е. охрана торговли. В этих своих взглядах Крижанич приближается к теории торгового баланса, выдвинутой меркантилистами. Однако, в отличие от западных ученых этого направления, он убежден, что активный торговый баланс — не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот.Крижанич призывал власти думать о сохранении и приумножении численности народа, а для этого надо, в частности, устранить разорительное налогообложение. Но в то же время он считал самодержавие идеальным государственным устройством и полагал, что феодально-крепостнический строй должен оставаться незыблемым.
Наиболее известный след в российских экономических воззрениях XVII в. оставили А. Л. Ордин-Нащокин и И. Т. Посошков, придерживавшиеся идей меркантилизма. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605—1680) — боярин, дипломат, воевода. В своих трудах он много внимания уделял вопросам торговли, полагая се орудием развития экономики, важнейшим источником дохода государства и способом улучшения народного благосостояния. В этой связи предлагал покровительственные пошлины и поддерживал протест российского купечества против правительственных привилегий, предоставляемых иностранными купцам. Отмечал, что только централизованное государство может обеспечить стабильный рост, и ратовал за его укрепление.
Иван Тихонович Посошков (1652—1726) происходил из оброчных крестьян. В последствии стал купцом и богатым человеком. Талантливый самоучка; практическую деятельность сочетал с литературными занятиями. Сторонник преобразований Петра 1. Отмечал приоритет частной инициативы и свободного предпринимательства; настаивал на ограничении или отмене крепостного права; источник богатства нации видел в труде, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Полагал, что никто не имеет права не работать. Все богатство нации делил на вещественное (богатство казны и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Выступал против хищнического истребления природных ресурсов страны. Полагал, что рациональное использование даров природы способствует их умножению, а нерациональное — уничтожению. За год до смерти был арестован агентами тайной канцелярии, закончил свою жизнь в застенках Петропавловской крепости, где и был тайно похоронен.