История развития практики и науки государственного управления исчисляется тысячелетиями. Государственно-управленческая мысль в древние времена возникла и развивалась как политическая, политикоправовая мысль. В этот период закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти – общества – личности в реализации управленческих решений.
Государственно-административное управление в древние века означало: сбор налогов с подданных, поддержание порядка в обществе, организацию и благоустройство городов, обеспечение общей безопасности. Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750гг до н. э.) разработал свод законов по управлению государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе и состоящих из 282 статей, были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывать должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей.
В Древнем Китае философов интересовали вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами людей, между царствами. «Одни напрягают свой ум, - рассуждал Мэн-цзы (IV-III в., - другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает ум, управляют людьми. А те, кто напрягает мускулы, - управляются. Управляемые содержат тех, кто управляет. Таков всеобщий закон в Поднебесной».
Сторонниками Конфуция высказалась точка зрения, что в основе управления должен лежать ритуал, обычай, традиция.
Древняя Индия подарила человечеству своего рода учебник, практическое руководство по управлению государством – трактат «Артхашастра». Древнеиндийские мыслители признавали учение о государственном управлении «единственной наукой», ибо с ней связаны начала всех наук, оно «исследует верную и неверную политику, приносит пользу людям, укрепляя дух в бедствии и в счастье и давая умение рассуждать, говорить и действовать». Наука о государственном управлении объяснялась как средство «для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения приобретенного, для увеличения созданного, и она распределяет среди достойных приращенное добро». Артхашастра содержит практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чиновников на службу, делении чиновников на совершенных, средних, плохих на основе длинного перечня требований. Тракт свидетельствует о зарождении государственно-управленческой мысли.
Проявляется значительный интерес к управлению и в античные времена. Например, Платон в работе «Политик» называет «умение управлять людьми одним «из сложнейших и самых труднодостижимых умений». Платон делал акцент на высшей цели. Государственное управление – это достижение целостности общества через обеспечение согласия всех общественных сословий.
Платон считал самым большим злом для ГУ - олигархию. Олигархия - государственный строй, основывающийся на имущественном цензе (по определению Платона), т.е. это наиболее богатые люди.
Аристотель одним из первых предложил такую гипотезу: вначале люди объединились в семьи, затем несколько семей образовали селения, на завершающей стадии этого процесса возникло государство, как форма общежития граждан, использующих политическое устройство и подчиняющиеся власти закона.
Древнеиндийская культура - законы "Ману": в данных законах содержались не только предписания и правило, регламентирующих поведение индейца в частной и общественной жизни, в соответствии с религиозными догмами направление по управлению государством и судопроизводством.