пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. Общая характеристика литературной критики Серебряного века. Роль русской философии.

В истории литературной критики и журналистики конец XIX — начало XX столетий совпадает с границами уникального явле­ния культурной жизни России — Серебряным веком. В это время про­ должается и завершается активная деятельность завоевавших проч­ную читательскую репутацию литературных критиков, чей творче­ский путь начался еще в 1860—1870-е годы под влиянием идей, ориен­тированных на злобу дня. Но их деятельность претерпевает заметные изменения: корректируются методологические установки, наступает искренняя переоценка прежних постулатов и представлений, происхо­дит зачастую вынужденная смена печатных органов, служивших по­вседневной кафедрой для публичного выступления. Речь, однако, не шла об отказе от исходных, самобытных идеалов или о кардинальном переосмыслении мировоззренческих основ. Так, до конца своих дней оставался верен убеждениям молодости один из лидеров общественных умонастроений конца XIX в. Н. К. Ми­хайловский.

Наряду с представителями старшего поколения в критике отчетли­во заявляют о себе те, чья деятельность начинается в 1880—90 годы. «Сословный» подход к литературе становится ведущим в журналах «Жизнь» и «Мир Божий». Делаются попытки перевода художествен­ного произведения на язык социологии (Г. В. Плеханов), на первый план выдвигается мысль об общественном пафосе произведений, подчеркивается главенствующая роль идеи в словесно-художественном тексте.

С наступлением XX столетия окончательно определяются приме­ты «массовой» журнальной и газетной критики, истоки которой обна­руживаются еще в 1880-е годы. Так называемая фельетонная критика, вбирающая в себя жанры «беллетристического репортажа» и ста­тьи-лекции, активно формирует читательские вкусы и пристрастия. В указанный исторический отрезок рождаются литературно-кри­тические концепции различных модернистских течений, появляются литературно-критические работы В.С.Соловьева, И.Ф.Анненского, В.В.Розанова, обращенные к широкому культурологическому кон­ тексту.

Уже к началу 1890-х годов литературная критика разных направ­лений и школ остро почувствовала изменение художественной ситуа­ции и сделала вывод об исчерпанности отечественной классической литературы, восходящей к 1840-м годам. Перед критикой, естествен­но, встали вопросы, связанные, с одной стороны, с осмыслением и обобщением итогов почти полувекового развития русской литерату­ры, а с другой — с определением магистрального направления его дальнейшего движения.

В 1890 г. появилась статья К. Н. Леонтьева «Анализ, стиль и вея­ние. О романах гр. Л.Н.Толстого», а в 1891 г. А.М.Скабичевский предпринял едва ли не первую попытку осмыслить пройденный отече­ственной словесностью путь в «Истории новейшей русской литерату­ры (1848—1890)». При совершенно понятном расхождении в конкрет­ных оценках оба автора сходились в том, что «своеобразный цикл на­ шей литературы» (Леонтьев), длившийся около 40 лет, так или иначе завершается. Процесс пересмотра кардинальных теоретических оснований со­провождался широкой дискуссией о «наследстве», которая затрагива­ла целый комплекс эстетических, идеологических, политических про­блем.

В эту дискуссию оказались втянутыми представители всех на­ правлений русской общественной мысли конца XIX — начала XX в. Творчество Пушкина и Лермонтова, Белинского и Ап. Григорьева, Чернышевского и Добролюбова, Тургенева и Достоевского, Л.Тол­стого и Гончарова наряду с деятельностью писателей-современников оказалось в центре литературно-критических интересов. Повышенное внимание в 1890-х годах уделялось Гоголю. В литературной и общест­венной ситуации выявились существенные перемены, сравнительно с 1850—1860-ми годами, когда творчество Гоголя оказалось в центре идейно-эстетической борьбы и отношение к «гоголевскому периоду» служило веским критерием объединения или размежевания литера­турных сил. Смена литературных поколений, которая происходила на рубеже 1880—90-х годов, вновь актуализировала в общественном сознании проблему «отцов и детей», с той лишь существенной разницей, что «отцы и дети» тургеневского романа оказались в роли «дедов и отцов» по отношению к вступившему в литературу новому поколению. Лите­ратурная критика ощущала не только завершение «старого» цикла ли­тературного развития, но и начало принципиально нового.

Появив­шиеся в 1880-е годы произведения А.П.Чехова, В.Г.Короленко, И.И.Ясинского, Дедлова (В. Л. Кигна), М.Н. Альбова, К.С. Баранцевича и др. давали основания для того, чтобы даже не самые искушен­ные критики могли, как указывал обозреватель газеты «Неделя», «по­ нять, или скорее почувствовать, что в них мы имеем дело не с тою литературою, которую представляли собой Тургенев, Гончаров и гр. Л. Н. Толстой, ас чем-то иным, значительно от нее отличающимся» . Ориентация на прошлое русской литературы отчасти привела к из­вестному эстетическому консерватизму даже некоторых весьма ради­кально настроенных критиков. Так, «тургеневскую» традицию крити­ки находили в творчестве Вс.С. Соловьева, И. А. Салова, Вас.И Неми­ровича-Данченко, П. Д. Боборыкина. Эти писатели причислялись к художникам «старой школы», а в их произведениях выявлялись совершенные художественные типы. Такой эстетический консерватизм нередко препятствовал пониманию и достойной оценке новаторских открытий Серебряного века. Не случайно большинство критиков, начавших свой литератур­ный путь в 60—70-е годы, так и не приняли декадентское искусство в разных его формах.

Роль русской религиозной философии. Труды Бердяева, Булгакова, Франка обращены к анализу рус.классич.и совр.лит-ры. Поднимают проблемы творческого самосознания, роль поэтов в переломной эпохе. Сборник «Вехи» 1909 г.-философы, публицисты повели пророческий разговор о грядущих трагических событиях в России. Острое предчувствие надвигающейся беды. Труды: Бердяев «Философ.истина и интеллигентская правда», Булгаков «Героизм и подвижничество», Строман «Интеллигенция и революция», Франк «Этика нигилизма». В нач. 70-х А.И. Солженицын напишет, что изложенные в «Вехах» идеи были отвергнуты интеллигенцией. Россия «Вехи» не читала. Главные идеи – вневременное, общечеловеческое, то, что составляет истинную суть, получит призннаие через многие 10-летия. Русские философы предостерегали Россию от вторжения бескультурья, звали к религиозному гуманизму. И в этом отношении они оказались методологически созвучны разнообразным течениям так называемой «новой критики».


30.05.2018; 19:10
хиты: 71
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь