пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Романтическая критика В.А. Жуковского и К. Батюшкова (по выбору)

1800—1810-е годы современные исследователи определяют как эпоху предромантизма, зародившегося на русской почве в недрах сентиментализма и отразившегося в художественной литературе, живописи,

теоретических и литературно-критических воззрениях этих лет. Одной из главных проблем русской критики предромантической эпохи стала проблема национальной самобытности отечественной

культуре, проявлявшаяся и в бурных дискуссиях по вопросам языка и слога, и в размышлениях о принципах перевода, и в широком интересе к событиям и темам русской истории. О предромантических веяниях в литературе свидетельствовала и дискуссия о новых поэтических жанрах, в частности, о жанре баллады. Введенная в русскую литературу В.А.Жуковским и ставшая знаком нового направления в литературе, Из всех литературных течений начала XIX в. наибольшим творческим потенциалом, как покажет время, обладал романтизм. Признав личность высшей ценностью бытия, романтики обратились к «внутреннему миру души человека» (Белинский). Создание «новой школы» в русской поэзии связано с именем Василия Андреевича Жуковского. Статьи Ж, его размышления об искусстве, многочисленные эстетические конспекты, являющиеся важным свидетельством активного самообразования и самоопределения, — богатейший материал для осмысления вклада поэта в русскую критику. Обращает на себя внимание тесная сращенность критической и поэтической мысли Ж. Многие стихи поэта («К поэзии», «Вечер», «Невыразимое» и др.) — прежде всего эстетические манифесты, с разных сторон осмысляющие проблемы романтического искусства. Ж. был редактором журнала «Вестник Европы» с 1808 по1809, затем его активным сотрудником. На страницах «Вестника Европы» были опубликованы программные статьи Жуковского — «О критике», «О сатире и сатирах Кантемира», «О басне и баснях Крылова», «Московские записки», «О переводах вообще, и в особенности о переводах стихов» и ряд других. Названные статьи, раскрывающие процесс становления романтической критики, опирались на солидный теоретический фундамент: стремясь осмыслить вопрос о природе поэтического воссоздания действительности, о роли фантазии в творческом процессе, о специфике восприятия художественного произведения, Ж на протяжении нескольких лет составлял «Конспект по истории литературы и критики». Ж. искал в европейской эстетике близкое себе, полемизировал с авторами, создавая систему собственных эстетических понятий. В статье «О критике» вкус — это «чувство и знание красоты в произведениях искусства», критика — «суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное»3. Обрисовывая идеал «истинного критика», автор разрабатывал особый профессионально-этический кодекс, лежащий в основе его деятельности. По мнению Жуковского, дар критика заключается в способности «угадывать тот путь, по которому творческий гений дошел до своей цели»; великие критики «так же редки, как и великие художники». Впервые в русской критике Жуковский пытался понять различные явления искусства в их историческом развитии. Он выступил как организатор молодых литературных сил, став бессменным секретарем лит. общества «Арзамас» Арзамасские протоколы, стихотворные манифесты, статьи («Обзор русской литературы за 1823 год», «Конспект по истории русской литературы») и выступления Жуковского раскрывают процесс дальнейшего оформления идей романтической эстетики. В центре внимания Жуковского — природа вдохновения, красота и идеал, универсум и личность, небесное и земное. В статье «Рафаэлева «Мадонна», Ж утверждал идею преображения человека и мира через встречу с красотой, обосновывал мысль о творчестве как бесконечном стремлении к идеалу. Статьи о литре свидетельствуют о живой заинтересованности Жуковского судьбами русской литературы, его органической связи с литературным процессом 1820-х годов, его критическом чутье.


29.05.2018; 12:36
хиты: 87
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь