пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ОЯ
» сря
» ИРЛ
» Критика

Авторская песня и рок-поэзия (анализ по выбору).

На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством. Всё это предвосхитило появление рок-поэзии, для которой тоже характерными чертами стали массовость аудитории и воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.

Авторская песня, или бардовская музыка —совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет. Поэты-певцы «первого призыва» -- М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин и др. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.  Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом. Отсюда - ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация - идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны. Но главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы и дороги-пути как «линии жизни» - пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. СЕРЕДИНА  60-х гг. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом или же социальной шизофренией - расщеплением сознания на публичное, вынужденное следовать общественным нормам, и частное, приватное, предназначенное для «внутреннего» употребления, для «своих».  Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к прямому ее преследованию. Перед поэтами-певцами закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати. Ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим - настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной, бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков), но не она определяла лицо авторской песни периода ее расцвета. И если на предыдущем этапе ведущую роль играла «песня странствий», то здесь таковой стала «песня протеста», у истоков которой стояли А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Алешковский. Своего гениального выразителя, эстетика «песни протеста» - протеста против абсурдности, против самого этого больного общества - обрела в В.Высоцком, ставшем поистине всенародным поэтом. В нем счастливо соединились необходимые для этого качества: поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный неукротимой энергией, предельно «мужской» по тембру хриплый голос и многое другое, - что позволило ему придать авторской песне совершенно новый облик. Именно в колыбели авторской песни зародилась рок-поэзия. Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции. Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств.1)  явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст. 2)  автор почти всегда является исполнителем. Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты) соответственно групп «Аквариум», «Машина времени», «Кино», «ДДТ».3)  Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным.

Первые записи альбомов рок-групп осуществил Андрей Тропилло.Термин «рок» в применении к музыкальной культуре в СССР долгое время не употреблялся, поэтому первые рок-группы обозначались аббревиатурой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Лишь в 1980 году официальные власти признали, что борьбу с рок-культурой вести бесполезно.  Андрей Макаревич  создал группу «Машина времени», существующую по сей день. Отличительной чертой творчества Макаревича является сочетание ритмов рок-музыки и мотивов бардовской песни, его иногда называют рок-бардом. Не случайно Макаревич часто выступает перед зрителями только с гитарой, без сопровождения группы. Его песни – преимущественно общефилософские по тематике («Костёр», «Но зовёт нас путь», «Бег по кругу»), хотя иногда, по его собственным словам, в песнях пытаются отыскать политический подтекст: «Марионетки», «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Лирика Макаревича носит «вневременной» характер: действие происходит как будто всегда и везде и в то же время нигде и никогда, а лирический герой – философствующий, немного уставший от жизни интеллигент, склонный к уходу от активной социальной жизни. Макаревич нередко использует язык аллегорий, поэтому некоторые его песни тяготеют к жанру басни, дидактической притчи.  Борис Гребенщиков, известный также под аббревиатурой БГ, основатель и лидер рок-группы «Аквариум». Название группы символизировало наличие для рок-музыкантов особого мира, отделённого от всех невидимой, но непреодолимой гранью. Первые альбомы группы  70-е годы получили распространение исключительно в «самиздате». Группа в 70-е годы выступала нелегально, но в 1980 году всё же получила приглашение на рок-фестиваль в Тбилиси. Гребенщиков вместе со своими музыкантами устроил на сцене довольно смелое шоу, в котором увидели непристойные намёки. группа «Аквариум» стала официально запрещённой. Поэзия Гребенщикова подчёркнуто неформальна, сложна для восприятия и понимания. Гребенщиков часто использует молодёжный жаргон, англицизмы. Для ленинградского рока в целом характерна «герметичность» художественного мира: лирический герой замкнут в себе и о внешнем мире вспоминает лишь тогда, когда этот мир вмешивается в его внутреннее состояние, навязывает себя герою. Бунтарство в рок-поэзии Гребенщикова – это стремление не изменить или разрушить устоявшийся порядок вещей, а создать свой собственный.Среди ленинградских рок-музыкантов особо выделяется Виктор Цой автор более 300 песен, основатель рок-группы «Кино» (первоначальное название «Гарин и гиперболоиды»). Виктора Цоя: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Чёрный альбом». В его творчестве преобладает тема одиночества, непонятости – одна из самых главных в рок-поэзии вообще. Герой Цоя – бунтарь, который принципиально одинок. Мотив войны и смерти, звучащий во многих песнях («Легенда», Странная сказка», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»), связан с попыткой бросить вызов миру, уйти из него в бессмертие. Ещё один яркий представитель ленинградского рока – лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук название группы происходит от названия порошка для борьбы с вредными насекомыми (дихлор-дифенил-трихлорэтан). Первоначально музыканты исполняли песни западных рок-групп, но записали в качестве эксперимента первый альбом из семи песен на русском языке. Тексты отличаются качественной поэтической отделкой, богатым метафорическим языком, необычной образностью, социально-философским пафосом. Тематика его текстов очень разнообразна:1) общественно-политическая лирика: «Родина», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры», 2)   человек на войне: «Не стреляй», «Предчувствие гражданской войны»;3)  философская лирика: «Это всё», «Ты не один» 4)      религиозные мотивы: «Храм», «Я зажёг в церквях все свечи» 5) любовь: «Далеко-далеко», «Метель». Лучшей свердловской группой считается «Наутилус Помпилиус», лидер которой –композитор и поэт Вячеслав Бутусов), а автор большинства текстов – Илья Кормильцев. Всесоюзную известность группа получила после выхода в 1986 году альбома «Разлука» и закрепила популярность в 1989 году альбомом «Князь тишины», куда вошли лучшие песни на стихи Кормильцева: «Скованные одной цепью», «Последнее письмо (Гудбай, Америка!)», «Я хочу быть с тобой». Бутусов сумел достичь огромного творческого успеха и в 90-е. Сам Бутусов называет песни притчами с общечеловеческим смыслом. Владимир Высоцкий. Уникальность творческой личности  Высоцкого проявилась в необычайном синтезе реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций. Здесь и житейская конкретность ситуаций, и фантастика, и сказка, здесь и доверительный разговор, и неукротимая экспрессия. Тематика: стихи о войне, горах, мире, спорте, искусстве, любви, о родине, времени и судьбе. Это лирика и сатира, бытовой разговор и лирико-философская медитация, песня-монолог и диалог. Но преимущественно это песни-роли, актёрские песни («авторская песня» - термин Высоцкого. Синтез поэта + композитора + режиссёра, а также актера, исполнителя.). Блестящий пример: «Диалог у телевизора»).Стиль:  особенность стиля Высоцкого – глубокое погружение и свободное владение народной бытовой и фольклорной речевой стихией. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущая и как бы перекладывая на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горе переживаний. Его песни – своего рода самопознание народной души.

 

Белый снег, серый лёд

На растрескавшейся земле,

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет,

А над городом жёлтый дым,

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом

Звезды по имени Солнце.

 

И две тысячи лет война,

Война без особых причин,

Война дело молодых,

Лекарство против морщин.

Красная, красная кровь,

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива,

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.

 

И мы знаем, что так было всегда,

Что судьбою больше любим,

Кто живёт по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слово "Да" и слово "Нет",

Он не помнит ни чинов, ни имён

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон,

И упасть, опалённым звездой

По имени Солнце.

 

 

В основном о бесконечной войне, о том ,что нужно ценить свою жизнь и постараться не погибнуть молодым, о том ,что всё что на земле согревает прекрасная Звезда по имени солнце....

В начале говориться о мире, который не существует, казалось бы какая-то утопия, рай. Все думают что это нереальный мир, что там все идеально, но этот город не такой уж и идеальный, и попасть туда очень тяжело. Желтый дым, то есть город грязный, лучи солнца не проходят туда, и облака закрывают город, туда ни приехать, ни прилететь. 2000 лет война, это война между религиями, так как после рождения Иисуса прошло 2000 лет, молодые не понимают почему они борются, не понимают истинной причины, и поэтому война это лекарство против морщин, ибо молодыми умирают, морщины не успевают появиться. когда говорится о крови, подразумевается то, что кому-то совершенно все равно на эту войну, сначала они помнят, но потом эта память может утратиться.

Белый снег, серый лед на растрескавшейся земле. Стоит подчеркнуть "на растрескавшейся земле" значит город стоит довольно долго. "

По поводу "Звезды" - песня про Иерусалим, именно этот город - называется город Солнца. Война между двух религий. 2000 лет. Иерусалим - перекресток религий. "война без особых причин"

"Городу 2000 лет." 2000 лет от рождества Христова, если быть точным. "Прожитый под светом Звезды по имени Солнце." Свет Звезды- свет учения Иисуса Христа, который побеждает всякую тьму. Мы согреты лучами Звезды по имени Солнце.

Ключевой момент в песне "Перемен" это "Всё находиться в нас". Весь мир вокруг это декорации. Смена одной декорации на другую практически не влияет на ощущения человека. Внутренний настрой может кардинально поменять личность. То, что мы думаем, что чувствуем, то нам и является в наш материальный мир. И только мы решаем, чему быть в нашей жизни, а чему не быть.

 Именно с приходом новой эры (нашей эры) с приходом Христа появился Новый завет библии. Старый (ветхий) завет, вообщем остался, но некоторые его законы потеряли когда-то былую актуальность. Т.е. законы стали другими, Иисус показал своим примером, как нужно жить по другим принципам (живущий по законам другим). За что и собственно поплатился жизнью, но после воскрес. Пример: старый завет гласит: зуб за зуб, глаз за глаз. Иисус же сказал, если тебя ударили по правой щеке, подставь левую.

Символ красной крови - символ страдания Христа. Через час уже просто земля- это физическая смерть Христа. Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива - это воскресение Иисуса Христа, его победа над смертью и адом, спасение человечества от ада.


27.05.2018; 11:49
хиты: 1706
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь