пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. "Нетерпение" Трифонов.

К истор. теме Ю.Т. обрат. в романе «Н.» (1973г.): он документален.

Предпосылки написания романа:

1) Ю.Т. получил заказ от издательства написать роман о народовольцах. Ю.Т. погруж. с энтузиазмом в архивы, труды, документы.

2) Родители Ю.Т. были профессиональные революционеры.

3) Ю.Т. учитыв. события современности-всплеск революц. экстремизма (увлеч.идеями Мао Цзэдуна, студенч.волнения во Франции. 1968г., Че Гевара стал культовым персонажем, «Красные бригады» — подпольная леворадикальная организация в Италии, террорист. группы в Германии). Проблема терроризма.

Роман носит соц.- аналит. хар-ер. Книга и по сей день очень современна. Реальные истор.лица народовольцы Андрей Желябов, Софья Перовская, Андрей Михайлов и др. действуют без псевдонимов. В романе воссоздана почти вся история «Народной воли». Мотив нетерпения, типичный для деятельности этой террористической организации, присутств. в тексте романа.

Исследуя нравственно-психол. основы поведения народовольцев, писатель приход. к выводу: « В своем романе я хотел показать, что с пом.террора нельзя достичь общств. целей.»

Сюжет выстр. на эволюции А.Желябова от народничества к террору. Стремясь полнее передать трагизм исторически неизбежной гибельности народовольческого террора, Ю. Трифонов допускает даже смешение реальности, представляя Желябова чуть больше «фанатичным» террористом, чем был в действительности его прототип. В начале он противник террора, но не хватает терпения. Он видит выход в том, чтобы подогнать историю. Этот нерв главный-нетерпение.Это искрен. чувство людей, которые стрем. к справедливости. Но идеал треб.жертв.

Нечаев-один из террористов, заявл.идею кровавого террора. Вводя Нечаева в круг действующих лиц романа, автор делает предполагаемую встречу Желябова и Нечаева одной из кульминационных сцен повествования. Мы не знаем, была ли встреча в действительности. Но Ю. Трифонову интересно проследить, как поведет себя Нечаев перед лицом предоставленного ему выбора, сможет ли он, «видящий только цель и только пользу… понять то, что касается его собственной жизни»? Как, равным образом, и Желябова интересно перепроверить искусом нечаевщины: устоит ли он перед наваждением «этого загадочного человека», окруженного каким-то «темным облаком наивности, страха, одновременно бесстрашия, фатализма и безоглядной доверчивости?». Желябов устоял, хотя «на какой-то миг» его одурманила «странная гипнотическая сила, проникавшая из зарешеченного окна». И, устояв без обиняков, в полный голос высказал Нечаеву жестокую, но необходимую правду о невозможности его освобождения. Так утверждает себя в романе духовное превосходство революционера над беспринципным прагматизмом заговорщика, оправдывающего безнравственность средств моральностью цели. Превр. народовольцев в боевиков. Ю.Триф. констатирует: «террорист не остан. ни перед чем…». С одной стороны, нетерпение — это чувство, объединяющее народовольцев: благородное нетерпение, невозможность для порядочного человека больше терпеть, мириться с подлостью, видеть бесконечные страдания народа. Отсюда духовный порыв, энергия, самоотречение, готовность умереть за свои идеалы, чтобы изменить эту мерзкую, ненавистную жизнь. С другой стороны, нетерпение — это недостаточная аналитичность жизни, неразборчивость в выборе средств, попытки подстегнуть историю.


24.05.2018; 12:22
хиты: 101
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь