пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И.Г. Лейбниц).

Новое время получило свое название в силу грандиозных перемен в области экономики, политики и науки, произошедших в Западной Европе 
в XVII – первой половине XVIII в.. 

Ориентация на науку приняла две формы: опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, и теоретического построения, подчиненного законам логики. Опора на естествознание породила эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, 
Дж. Локк). Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) ориентировался на теоретические принципы организации научного знания.. 

Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. 

Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, И.Г. Лейбниц.

Философия Р. Декарта

Декарт разрабатывает дедуктивный метод и подчеркивает рациональное начало в познании. В теории познания Декарт на первое место выдвинул принцип сомнения. Сначала нужно усомниться во всем, что не является самоочевидным, затем - проверить.

 

 

 Декарт усомнился в Боге и своем существовании. Но решил, что если он мыслит, значит существует.

Разум есть главный источник познания и критерий его истинности. 

Рационализм Декарта предполагает наличие в человеческом уме трех видов идей: 

–получаемых человеком извне в результате чувственного опыта;

–изобретенных, произведенных размышлением на основе идей первого рода;

–врожденных.

Философия Б. Спинозы   

Основными сочинениями Бенедикта Спинозы: «Основы философии Декарта», «Богословско-политический трактат», «Этика». 

 Идея субстанции занимает центральное место в фил. системе Спинозы. Субстанция абсолютна, бесконечна, независима. Она – причина самой себя; она делает вещи реальными. Как Первопричина, она называется Богом. Бог – сущность вещей. Атрибуты, т. е. свойства единой субстанции чрезвычайно многочисленны, но из них человек познаёт только те, которые он находит в самом себе, а именно – мышление и протяженность. 

Рационализм Спинозы с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Чувственное познание, по мнению Спинозы, проявляется как представление или воображение и выступает единственным источником смутных идей. Понимание у Спинозы – второй род познания, составляющий рассудок и разум. Только на этой стадии возможна адекватная истинность, выражающаяся в общих понятиях. Высший род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания.  

Философия Г. Лейбница 

Суть философии Лейбница состоит в признании решающей роли в процессе достижения истины способностей человеческого ума. Сочинения – «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». 

В философском учении Г. Лейбница мир состоит из мельчайших элементов, именуемых монадами. Они созданы Богом, лишены пространственно-временных форм, не похожи друг на друга. В них заключены прообразы всего существующего, имеющие в своей природе материальное и духовное начала бытия. Главным атрибутом монад является сила. Монады обладают отрицательными (неделимость, неуничтожимость, неповторимость и пр.) и положительными (саморазвитие, самодостаточность и т. д.) качествами.

Все многообразие монад Г. Лейбниц делит на три разновидности: 

–голые, т. е. примитивные монады; находят свое выражение в телах неживой природы.   

–души, т. е. монады, восприятие которых сопровождается ощущением и памятью; - в телах биологической природы.

 

–дух, т. е. монады, в которых познание доходит до полной своей реализации в качестве саморефлексии (сфера человеческого сознания) - в человеке.

Поскольку монады представляют собой духовные образования, мы можем постигать только разумом.      

 

 

 

 

 

 

 

  

18.06.2017; 17:44
хиты: 57
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь