пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Антропологический переворот в античной философии: софисты и Сократ.

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни, возникает субъективно–антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками ее являются–софисты и Сократ. 

В 5 в до н.э. новые мыслители учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами. 

Заслуга софистов - сделали философию практичной наукой.

Начало в исследовании проблемы человека положили софист Протагор. Протагор учил, что всякое познание субъективно и потому имеет значение только для того человека, который его принимает. Каждый о вещах судит в меру своего разума и считает это суждение правильным до тех пор, пока его противник логическими аргументами не докажет ему противоположное. Что кажется человеку правильным, то и на самом деле правильно. "Человек - мера всех вещей".

В отношении религии софисты высказывали взгляды, подрывающие старую веру в богов. В сочинении "Истины" Протагор отрицал возможность рационального знания о богах. Относительно богов он не мог сказать, существуют они или нет. Многое препятствовало познанию этого: 

• неясность самого предмета
• краткость человеческой жизни

В отношении государства софисты выдвигали идею исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы рассматривались как результат договора, а демократия - как организованная защита бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сократ ничего не писал, так как считал, что любой текст может быть неправильно интерпретирован, также позже мнение автора может поменяться. Сократ был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сократ в отличие от софистов считал, что истина не зависит от мнения человека. 

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы.

Выделил 2 условия протекания продуктивного диалога:

1) необходимо допускать, что по рассматриваемому вопросу мы обладаем не всей полнотой знаний
2) нужно допускать, что оппонент знает что-то истинное

Диалог, как метод Сократа, делится на 2 части:

• ирония (происходит проявление того, что мы не знаем)
• майевтика (происходит попытка накопления полученных знаний)

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. 

Главная цель его философии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами: 

-Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. 

-Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. 

-Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: "Я знаю только то, что я ничего не знаю, но остальные не знают и этого, именно этой малостью я умнее всех остальных."


18.06.2017; 17:29
хиты: 52
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь