пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Математическое ожидание дискретной случайной величины

Говоря простым языком, это среднеожидаемое значение при многократном повторении испытаний. Пусть случайная величина sluchainaya_velichina_clip_image008_0002 принимает значения sluchainaya_velichina_clip_image022_0000 с вероятностями sluchainaya_velichina_clip_image072.gif соответственно. Тогда математическое ожидание sluchainaya_velichina_clip_image074.gif данной случайной величины равно сумме произведений всех её значений на соответствующие вероятности:

sluchainaya_velichina_clip_image076.gif

или в свёрнутом виде:
sluchainaya_velichina_clip_image777.gif

Вычислим, например, математическое ожидание случайной величины sluchainaya_velichina_clip_image008_0003 – количества выпавших на игральном кубике очков:

sluchainaya_velichina_clip_image078.gif очка

В чём состоит вероятностный смысл полученного результата? Если подбросить кубик достаточно много раз, то среднее значение выпавших очков будет близкО к 3,5 – и чем больше провести испытаний, тем ближе. Собственно, об этом эффекте я уже подробно рассказывал на уроке о статистической вероятности.

Теперь вспомним нашу гипотетическую игру:
sluchainaya_velichina_clip_image080.jpg

Возникает вопрос: а выгодно ли вообще играть в эту игру? …у кого какие впечатления? Так ведь «навскидку» и не скажешь! Но на этот вопрос можно легко ответить, вычислив математическое ожидание, по сути – средневзвешенный по вероятностям выигрыш:

sluchainaya_velichina_clip_image082.gif, таким образом, математическое ожидание данной игры проигрышно.

Не верь впечатлениям – верь цифрам!

Да, здесь можно выиграть 10 и даже 20-30 раз подряд, но на длинной дистанции нас ждёт неминуемое разорение. И я бы не советовал вам играть в такие игры :) Ну, может, только ради развлечения.

Из всего вышесказанного следует, что математическое ожидание – это уже НЕ СЛУЧАЙНАЯ величина.

Творческое задание для самостоятельного исследования:

Пример 4

Мистер Х играет в европейскую рулетку по следующей системе: постоянно ставит 100 рублей на «красное». Составить закон распределения случайной величины sluchainaya_velichina_clip_image008_0004 – его выигрыша. Вычислить математическое ожидание выигрыша и округлить его до копеек. Сколько в среднем проигрывает игрок с каждой поставленной сотни?

Справка: европейская рулетка содержит 18 красных, 18 чёрных и 1 зелёный сектор («зеро»). В случае выпадения «красного» игроку выплачивается удвоенная ставка, в противном случае она уходит в доход казино

Существует много других систем игры в рулетку, для которых можно составить свои таблицы вероятностей. Но это тот случай, когда нам не нужны никакие законы распределения и таблицы, ибо доподлинно установлено, что математическое ожидание игрока будет точно таким же. От системы к системе меняется лишь дисперсия, о которой мы узнаем во 2-й части урока.

Но прежде будет полезно размять пальцы на клавишах калькулятора:

Пример 5

Случайная величина sluchainaya_velichina_clip_image008_0005 задана своим законом распределения вероятностей:
sluchainaya_velichina_clip_image085.jpg

Найти sluchainaya_velichina_clip_image087.gif, если известно, что sluchainaya_velichina_clip_image089.gif. Выполнить проверку.

Есть?

Тогда переходим к изучению дисперсии дискретной случайной величины, и по возможности, ПРЯМО СЕЙЧАС!! – чтобы не потерять нить темы.

Решения и ответы:

Пример 3. Решение: по условию sluchainaya_velichina_clip_image066_0000 – вероятность попадания в мишень. Тогда:
sluchainaya_velichina_clip_image092.gif – вероятность промаха.

Составим sluchainaya_velichina_clip_image068_0000 – закон распределения попаданий при двух выстрелах:

sluchainaya_velichina_clip_image094.gif – ни одного попадания. По теореме умножения вероятностей независимых событий:
sluchainaya_velichina_clip_image096.gif

sluchainaya_velichina_clip_image098.gif – одно попадание. По теоремам сложения вероятностей несовместных и умножения независимых событий:
sluchainaya_velichina_clip_image100.gif

sluchainaya_velichina_clip_image102.gif – два попадания. По теореме умножения вероятностей независимых событий:
sluchainaya_velichina_clip_image104.gif

Проверка: 0,09 + 0,42 + 0,49 = 1

Ответsluchainaya_velichina_clip_image106.jpg

Примечание: можно было использовать обозначения sluchainaya_velichina_clip_image108.gif – это не принципиально.

Пример 4. Решение: поскольку игрок выигрывает в 18 случаях из 37, то закон распределения его выигрыша имеет следующий вид:
sluchainaya_velichina_clip_image110.jpg
Вычислим математическое ожидание:
sluchainaya_velichina_clip_image112.gif
Таким образом, с каждой поставленной сотни игрок в среднем проигрывает 2,7 рубля.

Пример 5. Решение: по определению математического ожидания:
sluchainaya_velichina_clip_image114.gif 
поменяем части местами и проведём упрощения:
sluchainaya_velichina_clip_image116.gif
таким образом:
sluchainaya_velichina_clip_image118.gif

Выполним проверку:
sluchainaya_velichina_clip_image120.gif
sluchainaya_velichina_clip_image122.gif, что и требовалось проверить.

Ответsluchainaya_velichina_clip_image124.gif


10.01.2018; 16:38
хиты: 84
рейтинг:0
Точные науки
математика
теория вероятности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь