Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план
По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:
- роли, которые берут на себя играющие;
- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
- правила игры, которым играющие подчиняются.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.
При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:
Приемы прямого руководств
а.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства
.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста);
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с получен-ными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их по-следовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;
- распределить роли, согласовать замысел;
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
- наблюдение за игрой детей;
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);
- создать игровую ситуацию;
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).