пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Познание как предмет философского  анализа. Возможности познания. Скептицизм и агностицизм. Общественная природа познания.

 

Теория познания (гносеология) – учение о сущности, целях, условиях познав. деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру. Решение проблем теории познания связанны с вопросом познаваем ли мир. Вопрос о познаваемости мира, это вопрос о том, способен ли человек создать верную картину о вещах. Способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире. Философы решение этого вопроса разделили на 2 г руппы: агностики и гностики(оптимисты). Гностики – мир познаваем феноменально (на уровне явлений) и существенно (на уровне законов и закономерностей).Отечественная теория познания (диалектический материализм): переносят обоснование истинности познания, доказательства соответствия между познанием и действительностью и сферы умозрения в сферу общественно-исторической практики; исходит из диалектики чувственного и рационального познания; трактует знания как отражение действительности, существующей вне и не зависимо от чел. сознания; отрицает принципиальные различия между «явлением» и «вещью в себе»; руководствуется принципом конкретности истины. Агностики – мир не познаваем полностью или частично. Кант различал «вещи в себе» (непознаваемы) и «вещи для нас». Юм – наши знания это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Беркли – чувственные вещи существуют только в сознании человека. К агностицизму относятся: скептицизм (сомнения в надёжности истины), релятивизм (методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности

содержания познания), иррационализм (ограниченность разума в постижении мира).Субъективный идеализм – отрицает существование реальности, не зависимый от воли и сзнания субъекта. Структура познания: чувственное (ощущение, представление, восприятие), рациональное (понятие, умозаключение, суждение). В структуре познания выделяют объект и субъект познания, цель, процесс и результат познания, средства и уровни познания, критерии истины. Объектом познания может стать любая реальность природная и социальная, материальная и духовная, любой «фрагмент» той или иной реальности. Субъект познания – целесообразный действующий агент (человек, коллектив, общество, человечеств) познания, носитель познавательных способностей. Без субъекта нет объекта познания, как субъект познания не существует без объекта. Сенсуалист, рационалист, прагматизм, теология и интуитивизм рассматривают человеческое познание в не исторически. Сенсуалисты – эмпирики (Гобс) считали, что все знания происходят из чувственного опыта. Рационалисты – (Декарт, Лейбниц) понимали, что познающее мышление и само знание выходит за пределы чувственного опыта. Источник всякого достоверного – разум, интеллект. Прагматисты – (Джеймс, Дьюи) считают любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации. Интуитивисты – (Франк) рассматривают интуицию как единственно достоверное средство познания мира. Религиозно – философская теория – представители считали источником знания, носителем истины – Бога. Философы конструктивисты – (Фихте, Коген) полагали, что познавать предметы это мысленно конструировать их, исходя из определённых принципов или идеальных сущностей

хиты: 2729
рейтинг:+4
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь