пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

17. Десантные операции на полуострове Крым в годы ВОВ

Керченско-Феодосийская десантная операция

Феодосия была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками дважды: с 3 ноября 1941 года по 29 декабря 1941 года и с 17 января 1942 года по 13 апреля 1944 года.

Первый период оккупации был непродолжительным. 29 декабря 1941 года Феодосия была освобождена в результате спланированной и проведённой Керченско-Феодосийской десантной операции, которая вошла в историю как одна из первых и значительных десантных операций советских Вооружённых Сил. Она была не просто одной из крупных по своим масштабам, по своему характеру и значению, она не имела прецедента в истории военно-морского искусства.

Керченско-Феодосийская десантная операция планировалась как составная часть общего контрнаступления Красной Армии в зимней кампании 1941-1942 годов. Цели её были следующие: оттянуть силы врага от Севастополя, облегчить тем самым положение Севастопольского оборонительного района; сорвать наступление вражеских войск на Кубань и Кавказ через Керченский полуостров; разгромить керченскую группировку немецких войск, затем освободить Крымский полуостров.

Общее руководство операцией возлагалось на командующего Закавказским фронтом (с 30.12.1941 преобразован в Кавказский фронт) генерал-лейтенанта Д. Т. Козлова, а морской её частью - на командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского.

Начало операции назначалось на 21 декабря. Но в связи с осложнением обстановки под Севастополем, высадка десанта была отложена. Планировалась высадка войск двух армий. Войска 51 армии под командованием генерал-лейтенанта В. Н. Львова, сменившего 14.12.1941 П. И. Батова, имели задачу овладеть восточной частью Керченского полуострова, включая город Керчь.

Войскам 44 армии под командованием генерал-майора А. Н. Первушина (в экспозиции фото, награды, личные вещи: шинель, папаха, портсигар, книга "Дороги, которые мы не выбирали") предстояло действовать на двух разобщённых направлениях. Поэтому они были сведены в две группы ("А" и "Б"). Основные силы предназначались для высадки в феодосийский порт с задачей овладения Феодосией и Ак-Монайским перешейком.

Вторая группа получила задачу высадиться у горы Опук для содействия войскам 51 армии в овладении Керчью. Кроме того, намечалось высадить небольшой десант у Коктебеля с тем, чтобы перерезать прибрежную дорогу и помешать противнику перебросить резерв к Феодосии, и парашютный десант для захвата аэродрома у Владиславовки.

26 декабря 1941 года началась высадка войск 51 армии. В итоге первого дня операции передовые части 51 армии овладели рядом плацдармов на Керченском берегу. Основные силы десанта высаживались в Феодосии на рассвете 29.12.1941. Командовал отрядом кораблей, участвовавших в десантировании советских войск капитан первого ранга Н. Е. Басистый. За десантную операцию награждённом орденом Ленина (в экспозиции фото, личные вещи: часы, нагрудный знак).

В экспозиции представлены фото, сделанные с хроникально-документального фильма "Десант в бессмертие", хранящегося в фондах Феодосийского Музея Древностей (краеведческого музея). В экспозиции представлен комплекс материалов, связанных с кораблями и транспортами: макет крейсера "Красный Кавказ" (командир - капитан второго ранга А. М. Гущин; в экспозиции - фото, фуражка, книга "Курс, проложенный огнём" с дарственной надписью).

Этот зал хранит множество реликвий, связанных с теми тревожными событиями. Это и винтовки образца 1891/30 годов, найденные на дне Феодосийского залива в районе станции "Айвазовская" в 1966 году. С ними десантники шли в бой. Это и личные вещи участников Феодосийского десанта, найденные при захоронении из района Карантина останков 32 десантников, расстрелянных немецкими оккупантами в январе 1942 года (монеты, ключ, нож, ложка с инициалами "С.Ф.Х.").

Личные вещи участников Феодосийского десанта, погибших у посёлка Приморский. Медальоны-пенальчики с биографическими данными, выдававшиеся бойцам Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Иногда только по ним можно было установить личность погибшего.

В фондах музея хранится насколько десятков таких пластмассовых медальонов, "бессмертников". В экспозиции музея представлены экспонаты, связанные с историей других кораблей, принявших участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Среди них - корабельное орудие с транспорта "Жан Жорес", затонувшего 16 января 1942 года в Феодосийском заливе.

К исходу 2 января 1942 года советские войска очистили от врага весь Керченский полуостров. В сообщении Советского информбюро от 3.01.1942 сообщалось, что в одной только Феодосии уничтожено свыше 2000 немцев и румын.

Несмотря на то, что цели Керченско-Феодосийской десантной операции были достигнуты только частично, они имела большое военно-политическое и оперативное значение. Часть сил противника была отвлечена от Севастополя и с таганрогского направления Южного фронта. Продолжая удерживать немцев под Севастополем, советские войска сумели воспрепятствовать продвижению врага на одном из важных оперативных направлений - на Кубань и Кавказ.

Командование Кавказского фронта переоценило результаты победы на Керченском полуострове и недооценило возможности врага к манёвру, к созданию обороны. Высаженные в Крыму армии оказались не подготовленными к ведению наступления. На перешейке к северо-западу от Феодосии в первую декаду января противник создал оборону, во вторую - ударную группу для контрудара, которая 17 января захватила Феодосию.

Епаторийский десант

Евпатори́йский деса́нт — тактический морской десант Красной армии, высаженный 5 января 1942 г. в Евпатории с целью отвлечения вражеских сил от осаждённого Севастополя и с Керченского полуострова.

Евпаторийский десант

Основной конфликт: Великая Отечественная война

Дата

58 января 1942[1][2]

Место

Евпатория

Итог

Гибель десанта

Противники

 СССР

Третий рейх

 

Командующие

Г. К. Бузинов

подполковник Хуберт-Мария Риттер фон Хейгль (Oberstleutnant Hubert-Maria Ritter von Heigl), командир 70-го саперного батальона (Pionier-Bataillon 70); полковник Мюллер Фридрих-Вильгельм (Oberst Müller Friedrich-Wilhelm), командир 105 пехотного полка 72 пехотной дивизии (Infanterie-Regiment 105 der Infanterie-Division 72)

 

Силы сторон

700 военнослужащих[1]
партизаны[1]

гарнизон Евпатории
один пехотный полк, два батальона, несколько батарей

 

Потери

более 600 человек

предположительно более 100 человек

 


Вечером 4 января началась погрузка десанта на корабли. В соответствии с планом операции, высадку десанта следовало осуществить в два эшелона, поэтому корабли с десантом вышли из Севастополя, разделившись на две группы[4].

  • в 21:00 из Севастополя вышел самый тихоходный корабль — морской буксир «СП-14» (капитан И. М. Сапега) с 50 десантниками на борту, охранение которого обеспечивали катера МО-0105 и МО-0125[4].

  • в 23:00 из Севастополя вышел тральщик «Взрыватель», а также катера МО-081, МО-036, МО-062, МО-0102, МО-041[4]

Десантники высадились на частично разрушенные причалы порта (тральщик «Взрыватель» высадил десант на Пассажирской пристани, катера МО-036 и МО-081 — на Товарной пристани, катера МО-062 и МО-0102 — на Хлебной пристани, вслед за ними на Пассажирскую пристань были высажены десантники с катеров МО-0105 и МО-0125) и заняли причалы без выстрелов. После этого для связи у Товарной пристани остался только катер МО-036, а остальные корабли отряда отошли в море. Десантники (среди которых было немало евпаторийцев, хорошо ориентировавшихся на местности) скрытно начали проникновение в город[4].

По оставшемуся у Товарной пристани МО-036 открыл огонь пулемёт из здания церкви, погибли старшина 2-й статьи Н. А. Новиков и старшина 2-й статьи А. М. Зуб и был тяжело ранен краснофлотец В. Касин. Комендоры МО-036 открыли огонь и подавили пулемётную точку, десантники начали атаку противника. В возникшей суматохе быстро продвинувшаяся в глубину города рота морских пехотинцев под командованием лейтенанта Я. Ф. Шустова в районе мясокомбината обнаружила и освободила большую группу советских военнопленных[4].

Одновременно в городе вспыхнуло восстание, в котором участвовала часть населения города и прибывшие на подмогу партизаны[1][6].

Находившиеся в городе силы не сумели помешать высадке десанта и подавить восстание[5], румынский артиллерийский полк оставил свои позиции[6].

С помощью местных жителей началось восстановление причалов порта с целью ускорить высадку десанта[5].

Опомнившись, немцы начали освещать порт и залив, и открыли артиллерийско-миномётный огонь. После начала обстрела у Пассажирской пристани для связи с десантом был оставлен катер МО-041, а остальные корабли и катера отряда отошли от берега и начали маневрировать в заливе, открыв огонь в поддержку десантников[4].

Продолжив наступление, к 6:00 утра десантники овладели южной частью города, укрепили здание гостиницы «Крым» (в котором был размещён штаб батальона морской пехоты), но дальнейшее продвижение роты под командованием лейтенанта И. Н. Шевченко было остановлено у здания курортной поликлиники[4].

Командование 11-й армии вермахта направило против десанта подкрепления: сначала сводный батальон, в который вошли силы, находившиеся в районе Евпатории (пехотинцы, военнослужащие железнодорожных войск, батарея зенитных орудий с двумя прожекторными установками и др.)[5], затем в Евпаторию прибыли разведывательный батальон 22-й пехотной дивизии, 70-й сапёрный батальон и несколько немецких и румынских артиллерийских батарей[6][5], вслед за ними в Евпаторию был направлен 105-й пехотный полк 72-й пехотной дивизии (переброшенный на автомашинах из-под Балаклавы)[2][6].

В 10:00 часов утра 5 января 1942 года А. С. Бойко передал с борта тральщика радиограмму о том, что положение угрожающее и десанту необходима немедленная помощь. В 11:00 радиосвязь с батальоном была утрачена[4].

Начавшийся на море затяжной шторм[2] помешал оказать помощь десантникам и высадить в порту подкрепление (уже погруженное на корабли)[1]. Корабли флота со вторым эшелоном десанта на борту (эскадренный миноносец, тральщик и четыре катера) дважды выходили из Севастополя в море, но были вынуждены вернуться обратно[7].

Немецкие самолёты нанесли бомбовый удар по кораблям, в ходе авианалёта был повреждён катер МО-041, на котором погибли командир катера лейтенант И. И. Чулков и два краснофлотца, смертельно ранен ещё один член экипажа. В результате, МО-041 был вынужден уйти в Севастополь[4].

6 января 1942 года к Евпатории был направлен эсминец «Смышлёный», однако он не сумел установить контакт с десантом, поскольку был обстрелян с берега танками, получил повреждения и был вынужден вернуться[8].

На следующую ночь к Евпатории были отправлены лидер «Ташкент» (с разведгруппой) и два катера типа «большой охотник» (с десантом из 400 человек). При приближении кораблей к пристани на набережной появились немецкие танки, которые открыли огонь по приближавшемуся к берегу «Ташкенту». Обстреляв танки из башенных орудий, «Ташкент» отошёл в море и спустил на воду баркас, на котором на берег у Евпаторийского маяка была доставлена разведгруппа. Разведчики установили, что на причалах установлены пулемёты, у причалов Евпатории находятся немцы, а десант уничтожен[8].

Бои в городе шли за каждый дом и продолжались в течение трёх дней[2]. Несколько пошедших на прорыв из города десантников сумели достичь каменоломен и некоторое время продолжали вести бой, ещё несколько сумели прорваться из города[9].

Из семисот десантников осталось в живых меньше сотни.

Евпаторийский десант отвлёк часть сил противника от Севастополя, а также способствовал закреплению успеха советских войск на Керченском полуострове.

Последующие события

Завершив ликвидацию десанта, немцы расстреляли на Красной Горке в Евпатории 12 640 человек (взятых в плен раненых десантников, а также местных жителей, среди которых были старики, женщины и дети). Их вели группами по 25-30 человек к противотанковым рвам, ставили на колени и расстреливали из винтовок и пулемётов. Трое из расстрелянных (Я. Ф. Сиказан, Григорий Сиротенко и Дмитрий Парафилов) выжили[10].

15 января 1942 года в районе Евпатории в бою с подразделением немецкой военной жандармерии была уничтожена группа из 7 советских моряков (шесть из которых погибли и один был захвачен в плен)[5].

Один из участников десанта, ст. лейтенант А. И. Галушкин сумел перейти на нелегальное положение, сумел создать подпольную группу из местных жителей и в течение четырёх месяцев вёл подрывную работу, прежде чем был выявлен агентами SD. 7 мая 1942 года дом, в котором он находился был окружён. А. И. Галушкин вступил в бой и погиб, отстреливаясь из автомата[9].

Ещё несколько сумевших выбраться из города десантников воевали в партизанских отрядах Крыма

Судакский десант

Судакский десант 6 — 27 января 1942 года — советский тактический десант, высаженный в районе Судака в Крыму во время Великой Отечественной войны. Десант не достиг своей цели, понёс большие потери, и при этом командование флота и фронта не предприняло никаких действий по спасению уцелевших.

Дата

6 января — 28 января 1942 года

Место

район города Судак, Крымский полуостров

Итог

Гибель десанта

Противники

СССР

Германия
Румыния

 

Командующие

Д. Т. Козлов

Ф. С. Октябрьский

Э. фон Манштейн

 

Силы сторон

около 3 650 человек

2 немецких полка
1 румынская бригада

 

Потери

около 2 500 человек убитыми и пленными, 200 раненых, 880 ушедших в партизаны

около 1 тысяч убитых немцев, румын, крымских татар

 


Десант занял круговую оборону — по роте солдат перекрыли дороги на Алушту и Грушевку, вокруг Судака также укрепилась 1 рота с двумя орудиями. Основные силы полка выдвинулись к Феодосии, но попали под удар немецких войск. 19 января Манштейн бросил против десанта войска, освободившиеся под Феодосией. Авангард полка был окружен и погиб в полном составе в бою в селе Отузы (ныне Щебетовка). Остальные силы полка до 22 января оборонялись в районе перевала Синор, несмотря на использование противником авиации. В ночь с 23 на 24 января полк отошел и закрепился восточнее Большого Таракташа. Обращает на себя внимание тот факт, что с 16 по 23 января десант действовал вообще без какой-либо поддержки со стороны флота или фронта.

Обстановка стала угрожающей для десанта, однако советское командование решило не снимать его, а наоборот, усилить. 23 января эсминец «Бодрый» доставил в Судак боеприпасы и вывез 40 раненых.

В ночь на 24 января в Судаке был высажен 554-й горнострелковый полк 138 горнострелковой дивизии 44-й армии (командир — майор С. И. Забродоцкий, 1 376 человек, 2 орудия) и рота морской пехоты Черноморского флота (150 человек). В отряд кораблей высадки входили крейсер «Красный Крым», эсминец «Шаумян», тральщик № 16, четыре сторожевых катера, в отряд кораблей артиллерийской поддержки — эсминцы «Безупречный» и «Сообразительный», командовал операцией начальник штаба эскадры Черноморского флота капитан 1-го ранга В. А. Андреев. Высадка проходила в жестокий шторм и мороз, из-за чего ещё около 250 человек с крейсера «Красный Кавказ» высадить не смогли. Одновременно удалось эвакуировать до 200 раненых.

Гибель десанта

Это подкрепление явно запоздало и не могло изменить обстановку. 26 января противник (немецкие части общей численностью до двух пехотных полков, 4-я румынская горная бригада) перешел в решительное наступление. Десант понес большие потери. Никаких действий по спасению десанта командование флота и фронта не предпринимало. 27 января был оставлен Судак. Уцелеть и уйти к партизанам удалось около 880 (по другим данным от 350 до 350) человек, в том числе командиру полка Салихову. Спасено было только 200 раненых на кораблях 24 января. Все остальные (около 2 500 человек) погибли или попали в плен. Согласно немецкому донесению, при ликвидации десанта по состоянию на 28 января собрано 770 трупов убитых красноармейцев, захвачено в плен 876 красноармейцев, значительная часть из них — раненые. Все они были расстреляны[4]. Несколько последующих дней противником также захватывались или уничтожались разрозненные мелкие группы десантников.

28 января 1942 года к Судаку подошел отряд кораблей Черноморского флота с очередным пополнением (и вновь, без связи с десантом!). Обнаружив, что берег занят противником, командир отряда отказался от высадки и вернулся в Новороссийск.

Противник потерял в боях против Судакского десанта 874 человек немцев и румын убитыми. Известны потери 4-й румынской горной бригады — 260 убитых, 63 пропавших без вести, 571 раненый. Немецкие потери ранеными неизвестны. В боях против десанта, кроме немецких и румынских войск, принимали участие и созданные оккупантами крымско-татарские вооруженные формирования, так называемые роты самообороны (до 1000 человек), потерявшие до 400 человек убитыми и ранеными. Впрочем, другие крымские татары присоединились к десанту, а затем вывели его остатки к партизанам.

Причины гибели десанта

События в Судаке в январе 1942 года (а также происходящие одновременно в других районах Крыма) характеризуют неспособность командования Черноморского флота и фронта к организации успешных боевых действий в то время[5]. Даже авторы официозного военно-исторического труда «Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне», говоря об этой операции, делают непривычно жёсткий для советской военной историографии вывод: «При этой высадке не было достигнуто ни одно из условий, способствующих успеху тактического десанта»[6]. Десант не мог выполнить роль отвлекающего, так как имел недостаточную численность и мизерное количество артиллерии. Место высадки было крайне неудачным — Судак и окрестные поселки расположены в приморской котловине, окружённой горами с малым числом узких дорог. Перекрыв последние, противник легко смог блокировать десант в Судаке. Только когда начались оборонительные бои десанта, это обстоятельство сыграло положительную роль и позволило ему продержаться достаточно длительный срок. Отвлечение сил противника также нельзя считать достижением, так как противник снял их с решающего направления уже после того, как была стабилизирована линия фронта под Феодосией, да и сами снятые силы были незначительны.

Таким образом, действия десанта и его гибель в бою оказались напрасными, поскольку они никак не были использованы командованием. Более того, отсутствовала какая-либо поддержка с моря и с воздуха высаженного десанта, не были налажены его снабжение и эвакуация.

Ряд исследователей (например, А. Широкорад, В. Гончаров) усматривают причины неудач действий советских войск и флота в Крыму в этот период в явно ненормальной ситуации, когда весь Черноморский флот передавался в оперативное подчинение командующему Кавказским фронтом. Армейское командование требовало помощи сухопутным войскам (в том числе и путём высадки десантов), не отдавая себе отчёта в реальности выполнения поставленных задач. Флотское командование, в свою очередь, боялось выносить вопрос на уровень Верховного Главнокомандования и шло на высадку заведомо обречённых десантов (также, например, Евпаторийский десант).

В память о подвиге десанта в Судаке сооружен Холм Славы на братской могиле десантников и партизан. На кургане в 1974 году установлен памятник. Также установлены памятный знак на месте высадки десанта на городской набережной и памятник на братской могиле десантников в Новом Свете.


19.01.2018; 09:05
хиты: 158
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь