пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. Ликвидация религиозных учреждений полуострова

В начале февраля 1929 года Центральное Административное Управление (ЦАУ) Крыма потребовало от всех сельских Советов предоставить информацию о поминовении в действующих на их территории общинах "староцерковного" течения православной церкви имени архиепископа Никодима, который был осужден в Крыму в1922 году. По информации ЦАУ и ГПУ его имя стало часто поминаться в храмах во время службы. [8] 
В феврале 1929 года ЦАУ обязал райисполкомы устранить культовые "признаки", к которым относились купола, минареты, иконы, религиозные надписи и т.д. на помещениях ранее закрытых храмов. ЦАУ Крыма ставило задачи устранить эти признаки в течение 1929 года. 3 февраля 1929 года в Симферополе состоялось специальное совещание представителей ГорОНО, ЖАКТов, Крымархива и артполка по вопросу об удалении со зданий, в которых они располагались, "признаков культовых сооружений"

Постепенно, благодаря деятельности лекторов-"антирелигиозников", кампания по снятию колоколов переросла в кампанию по закрытию церквей. По всему Крыму прокатилась волна собраний, на которых "трудящиеся" стали выдвигать требования не только о передаче колоколов в фонд государства, но и о закрытии всех храмов, которые в общественном сознании стали олицетворением социального зла. Это привело к нарастанию на полуострове антирелигиозной истерии, в ходе которой многие религиозные общины для того, чтобы не быть закрытыми по требованию "народных масс", принимали решение о добровольном пожертвовании своих колоколов. 

В различных регионах Крыма на собраниях стали раздавать протоколы с текстами, призывавшими к закрытию храмов, которые подписывали все присутствующие. Во многих населенных пунктах появились "добровольцы", которые совершали подворный обход с бумагами, на которых от имени "народа" выдвигалось требование о закрытии той или иной церкви или собора. 

В 1929-1930 годах активная кампания по закрытию церквей и снятию колоколов была проведена в Ялте. В городе на ранее заготовленных бланках собирались подписи с требованием населения к властям города о закрытии церквей и запрете колокольного звона.

По информации сотрудника стола религиозных культов НКВД Крыма Файнберга, в 1929-1930 годах за снятие колоколов с церквей высказалось следующее количество жителей Крыма: более 5 тысяч жителей Ялты; 1500 жителей Алушты, Джанкоя и Феодосии; 83 собрания трудящихся Севастопольского района, а также верующие Введенской, Спасской, Н. Кладбищенской и Преображенской церквей Симферополя, прихожане Петропавловской и кладбищенской церквей и Покровского собора г. Севастополя. . В Крыму началась неуправляемая кампания по закрытию культовых зданий. Основанием для этого могло быть постановление собрания "трудящихся", решение председателя сельсовета, руководства ЖАКТа и т.д. 3 марта 1930 года в соответствии решением КрымЦИК был издан циркуляр НКВД, в котором решение вопроса о снятии колоколов поручалось местным органам власти. Однако уже 7 марта НКВД Крыма был вынужден отменить это решение и разослать новое указание, в соответствии с которым, не только вопросы закрытия храмов, но и снятия колоколов необходимо было решать в соответствии с законом, т.е. окончательное решение по этим вопросам должен был принимать КрымЦИКВ начале 1930 года верующие различных конфессий Карасубазара стали подавать в горисполком заявления о расторжении договора аренды на культовые здания, многие члены "двадцаток" подавали заявления о выходе из их состава.

2 февраля 1930 года заявление о расторжении договора с горисполкомом подала "двадцатка" общины мечети "Аджи-Бей". Перед этим община отремонтировала здание мечети. Комиссия, принимавшая имущество у верующих, отметила, что община уплатила все налоги, все имущество, полученное по описи от органов государственной власти, находилось в прекрасном состоянии.
27 февраля 1930 года было принято решение о закрытии в городе мечети Аджи-Миле.Определенную роль в принятии этих решений верующими оказала серия собраний горожан, прошедших в городе в январе-феврале 1930 года, на которых были приняты резолюции о закрытии в городе всех культовых зданий. 
19 января1930 года решение о закрытии церквей и снятии в городе всех колоколов приняло собрание союза работников просвещения, на котором присутствовало 70 человек. 20 февраля 1930 года Президиум Карасубазарского горсовета рассмотрел вопрос "О закрытии всех молитвенных домов города Карасубазара, согласно требованию избирателей на отчетных собраниях горсовета, на которых присутствовало 72% всех избирателей". 
Президиум принял решение о закрытии в городе всех церквей, мечетей и молитвенных домов. с 1 января по 25 мая 1930 года по решению Президиума КрымЦИК были закрыты следующие православные церкви, действовавшие на полуострове:

- православный храм г. Саки - по требованию "трудящихся Крыма"; 

- Троицкая церковь Инкерманского монастыря - из-за отказа общины;

- Петро-Павловская церковь д. ТаганашДжанкойского района - по требованию 1050 человек;

- Михайловская церковь г. Севастополя - из-заотказ религиозного общества; 

- церковь д. Эли-Юрт-Юхары Бахчисарайского района - по требованию 300 человек местного населения; и тд

 Мы можем констатировать, что идеологическая и психологическая обработка населения в 1929 - начале 1930 года привела к тому, что в общественном мнении в отношении церкви был сформирован облик классового врага, который подлежал ликвидации. Это привело к нагнетанию в массах идеологического психоза, который вылился в требования "трудящихся" о закрытии храмов. Мы видим, что основанием для закрытия в начале 1930 года 11 православных храмов были не решения общин верующих, а волюнтаризм местных органов власти, основанный на решениях собраний "трудящихся".


19.01.2018; 09:05
хиты: 107
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь