Н.А. Римский-Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель (БМШ, Певческая капелла, духовые оркестры Морского ведомства); дирижёр; автор теоретических работ («Учебник гармонии», «Основы оркестровки»); редактор произведений других авторов; фольклорист.
Творчество Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики в XIX веке, эволюцию жанра оперы, симфонической и камерной вокальной музыки. Вместе с тем оно ознаменовало наступление нового её исторического этапа, приходящегося уже на начало XX столетия. Римский-Корсаков явился одним из носителей и творцов живой, непрерывно развивающейся традиции русского искусства. Опираясь на глубинные пласты национальной музыкальной культуры и на наследие Глинки и Даргомыжского, впитывая достижения своих современников, он обогащал русскую музыку и завоеваниями европейского передового искусства XIX века. Своими произведениями и всей разносторонней музыкальной деятельностью Римский-Корсаков утверждал мировое значение отечественной музыкальной культуры.
Наследие композитора очень велико, охватывает практически все жанры:
– оперы (15);
– симфонические произведения: 3 симфонии, «Увертюра на русские темы», музыкальная картина «Садко», Симфоническая сюита «Антар», фантазия па сербские темы, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром и др.
– камерно-инструментальный: струнный квартет, секстет, квинтет, пьесы для фортепиано;
– вокально-инструментальный: 3 кантаты, хоры;
– камерно-вокальный: 79 романсов, дуэты и трио;
– обработки народных песен: 2 сборника – «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».
В 1907 г. Римский-Корсаков писал: «Я кучкист, им и умру». Он имел в виду в общеэстетическом плане преданность идее создания русской школы путём развития традиций Глинки. В целом с кучкистами композитора объединяли следующие черты: 1) следование традициям Глинки; 2) как и все кучкисты был фольклористом; 3) интерес к опере (самый плодотворный композитор); 4) поклонник симфонической программной музыки; 5) стремление пропагандировать русскую музыку.
Среди индивидуальных черт, отличных от кучкистских, на первый план выступает исключительная работоспособность и самодисциплина. Поначалу всё делал интуитивно, не имея систематических знаний. Уже работая в консерватории, он наряду со студентами стал изучать основные теоретические предметы. В итоге за полтора-два года приобретает фундаментальную технику. С этим была связана его редакторская работа – автор семи редакций (в том числе «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Каменный гость»).
В творческом методе Римского-Корсакова мы встречаем своеобразное сочетание реализма и романтизма. Романтическое миросозерцаниеотличало композитора от других кучкистов. Его оперный мир – мир романтических представлений о мечтах, грёзах народа. Тема народа также высвечивается через романтическую призму. Если у Бородина народ – воин, герой, у Мусоргского народ – страстотерпец, то у Римского-Корсакова народ – сказочник, создатель песен, его народ – это Лель, т.е. народ – творец искусства. В начале 1900-х гг. тема народа приобретает черты скепсиса, появляется образ народа-холопа.
Музыкальный язык
- Мелодика. Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова – народная русская музыка. Он исследовал все пласты фольклора, его музыку можно назвать своеобразным «зеркалом» народно-национальных истоков русской школы. Важным источником был для него также инонациональный фольклор: западнославянский (польский, сербский), испанский и, в особенности, восточный, в интерпретации Римского-Корсакова – общеарабский, общекавказский. Другую интонационную природу имеют мелодии чисто инструментального характера, часто они гармонического происхождения (в основном – в поздний период творчества). С их помощью композитор обрисовывает образы фантастики.
- Гармония. С одной стороны, он опирается на комплекс ладо-гармонических средств, подчёркивающих русскую природу его мелодики (натурально-ладовые обороты, древние лады). С другой стороны, колористические устремления композитора и свойственное ему образно-ассоциативное мышление вызвали развитие звукоцветовой стороны его музыки: ощущение «цветового» спектра тональностей, свето-цветового значения аккордов и их последований, чистых или смешанных тембров. В немалой степени они предвосхищают «синтетические» поиски в музыке XX в. Характерны: гамма тон-полутон, увеличенные трезвучия, тритоны, цепочки нонаккордов, эллипсисы и т.д.
- Форма. Всегда строго организована. В данной области отмечается большое влияние симметрии, характерны формы рондо, трёхчастная, рондо-соната, сюитная.
- Драматургия. Музыкальное мышление Римского-Корсакова имеет в основном эпическую природу, хотя в корсаковском творчестве есть замечательные примеры драматизма, острой психологической конфликтности. Эпическая природа музыки выражена и в развертывании целостного содержания как последования контрастных музыкальных эпизодов, она сказывается в расчлененности самого процесса развития музыкальной мысли, в заметной замедленности «повествования», как бы отвлекающегося от главной смысловой линии к побочным, сопутствующим.
- Инструментовка. В этой области занимает исключительное место в кучкистской среде. Обладал замечательным даром музыкальной звукописи, мастерски владел выразительными средствами всех инструментов.