1.Для развития гармонического слуха полезно играть аккорды и вслушиваться в них. Поэтому учащиеся, по роду своей специальности постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (например, пианисты, баянисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее.
Ощущение краски аккордов и их функциональных связей особенно трудно дается учащимся, обладающим абсолютным слухом или хорошо развитым мелодическим слухом, например, скрипачам, виолончелистам. Задача педагога – обратить внимание на выработку умения слышать комплекс звуков, на фоническую окраску аккордов.
2. Другая важная форма в развитии гармонического слуха – участие в создании многоголосия. Это - пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии, сочинение музыки, всякого рода импровизации.
Главная задача в работе над созданием многоголосия – воспитание чувства строя. Основа чувства строя – это умение подстроиться, найти свое место в хоре или ансамбле, услышать общее звучание. Первые попытки создания многоголосия – это начало работы над двухголосием.
В практике работы над многоголосием существуют три разных направления:
1) Первое направление - начинать работу над двухголосием с пения канонов. Спеть двухголосный канон несложно, так как каждый голос поет свою мелодию. Однако занятый исполнением своей партии, учащийся может (а в большинстве случаев даже старается) не слышать другую партию и весь ансамбль и, следовательно, не слушать гармонию. В основе этого метода скорее лежит развитие мелодического слуха, а не гармонического.
2) Второе направление - воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях. С самого начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку. Это более трудный путь. Ему должен предшествовать период осознания двухголосия, выработки ощущения стройности, слияния разных звуков.
3) Методически наиболее целесообразен третий путь, который заключается в том , что изучения многоголосия начинается с народных песенподголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче и выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно.
Работа над двухголосием и многоголосием необходима для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса.
3. Особое значении имеет установление связи мелодической линии с гармонией. Для этого можно использовать следующее упражнение: педагог играет гармоническую схему, не объясняя значения и названия аккордов. Детям предлагается найти по слуху путь своего голоса. Упражнения вначале поются без названий звуков, в разных тональностях, затем сольфеджируя. Схемы, последовательность аккордов постоянно меняются.
4.Очень полезна гармонизация мелодии по слуху. При этом на первый план следует выдвигать выразительность звучания образующегося многоголосия, а не исходить из каких-либо схем. В пособии Г. Фридкина «Чтение с листа» есть раздел, в котором дается задание – подобрать сопровождение к данным мелодиям, причем буквами указаны функции аккордов, которые следует использовать. При таком методе слух не проявляет достаточно активности.
Существуют и другие приемы. Например, Р. Ромм предлагает отдельно выписывать аккорды для гармонизации мелодии, которые можно использовать по своему усмотрению там, где «подскажет ухо». Слуховая активность здесь больше, гармонические средства - более интересны и разнообразны, чем трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты.
В «Музыкальной грамоте» Е. Давыдовой и С. Запорожец применяется еще один прием: к мелодии даны ступени, на которых по слуху можно подобрать тот или иной аккорд или ограничится одним басовым голосом.
Наиболее полно методика подбора аккомпанемента у мелодиям изложена в пособии «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» Калугиной и Халабузарь.
5. Импровизация второго голоса – это тоже функция гармонического слуха, поэтому эта форма работы на уроках сольфеджио очень полезна.