Все физиологические процессы и в природе, и в человеческом организме происходят в определенном ритме. Ритм в музыке воспринимается и слухом, и сознанием, и всеми клетками организма. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, эмоциональный отклик на ритм является первичным проявлением музыкальности.
Чувство метроритма:
1. ощущение равномерности движения в разных темпах (чувство метра);
2. ощущение размера (сочетание ударных и безударных долей);
3. осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности (ритм, ритмический рисунок).
Развитие чувства метра требует его закрепления в двигательных процессах. При игре на инструментах этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать ходьбу, хлопки, дирижирование, танец, другие движения.
Обычно на уроках преобладает один, всегда одинаковый темп. Упражнения в изучении гамм, интервалов, аккордов и примеры для сольфеджирования необходимо исполнять в разных темпах, но если это пример из литературы, отклонение от них не должно быть резким, чтобы не искажать музыку.
Тактирование имеет смысл тогда, когда движения руки естественны, автомотизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. На начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а «дирижировать» свободными, произвольными движениями, отмечая лишь равномерную пульсацию долей в разных темпах. Возможна замена жеста руки хлопками, отстукиванием, ходьбой. Важно добиться, чтобы движения руки естественно отражали темп и размер слушаемой музыки. Постепенно жест нормализуется. Выражение жестом содержания длительности нот не является естественной реакцией на слышимую музыку, а скорее возникает в результате сознательного объяснения длительности.
Слуховое осознание размера основано на двух- и трехдольности. Сложные размеры осознаются лишь в связи с другими выразительными средствами музыкального материала: формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой.
Работая над развитием чувства ритма, прежде необходимо накопить слуховые впечатления. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, затем уже проработана в нотописании и арифметически осмыслена. Четверти связываются с ровными шагами, восьмые – с бегом, четверть с точкой и восьмая – с подскоками. Умение в любом темпе перейти с четвертей на восьмые должно быть четким и мгновенным. Можно использовать не только ходьбу, но и хлопки в ладоши, постукивания карандашом, словесный текст, сольмизацию, пение со словами.
Ноты с точкой трудны потому, что начало доли попадает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Лучше этот внутренний акцент на точке подкрепить движением руки, что и делается при дирижировании.
Воспитывая чувство метроритма по мнению Е. В. Давыдовой на уроках сольфеджио следует:
1. Применять и использовать специальные ритмические упражнения, отстукивания, хлопки, создавая для этих целей шумовые оркестры, используя сольмизацию – чтение нот в ритме, без пения;
2. При изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически;
3. Добиваться строгой метричности в разных темпах.