пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

III курс, II семестр:
» Методики музыкальной литературы и сольфедио
» Музыкальная литература
II курс, II семестр (литература):
» Судьба мастера и любовь на страницах романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
» Философские вопросы в прозе Бунина
» Романтический идеал Человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
» Тема «страшного мира в лирике Блока (на примере 2-3 стихотворений)
» Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
» Образ Руси в поэзии Есенина (на примере 2-3 стихотворений)
» Интимное и гражданское в лирике Ахматовой
» Тема России в лирике Блока
» Мир человеческой души в лирике Цветаевой
» Образ «русского труженика-солдата» в поэме Твардовского «Василий Тёркин»
» Тема любви в прозе Куприна
» Изображение народного характера в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
» Особенности лирического цикла Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
» Философские мотивы лирики Есенина
» Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века
» Военная тема в лирике Твардовского
» Человек и среда в рассказах Чехова («Ионыч»)
» Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишнёвый сад»
» Судьба народа в поэме Ахматовой «Реквием»
» Сатира Маяковского в его творчестве
» Новаторство Маяковского
» Спор о человеке в пьесе Горького «На дне» (IV глава)
» Судьбы ночлежников в пьесе Горького «На дне»
» Судьба мастера и Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
» Тема ВОВ в прозе XX века
» Разбор текста

Основные формы работы над музыкальным диктантом.

Выделяют следующие виды подготовительных форм работы:
1.Переписывание.
Имеет смысл подробно остановиться на вопросе о нотном письме, потому что
четкий и достаточно красивый «нотный почерк» должен быть выработан с самого начала обучения.
Изучение записи нот очень важно проводить в полной связи с тем, что дети
воспринимают по слуху. Например, начинать изучение ритма нужно не с целой ноты, а с
четвертных, восьмых и половинных, так как их соотношение часто встречается в детских
песнях.
Овладение нотной грамотой проводится очень постепенно, с усвоения отдельных
элементов нотного текста. Эта работа вполне соответствует тому, что делают дети в
первом классе по письму в начале года. Правда, правила нотного письма несколько иные, чем правила письма по русскому языку. Так, в записи букв дети приучаются к наклонному почерку, а ноты нужно писать с прямыми штилями; буквы пишутся не широких, больших линейках, а ноты маленькими черточками на узких линейках.
Учащиеся должны знать и уметь записывать ноты. Тогда вопрос о том,
как писать, должен будет уступить место вопросу – что писать, и, таким образом, удастся избежать соединения различных трудностей в одном задании. Этот очень важный принцип в работе с детьми младших классов – особенно в письменных заданиях – надо выдерживать на протяжении всей работы по диктанту.
Для выработки «нотного почерка» следует систематически давать упражнения по
переписыванию как в классе, так и дома. Переписывание – очень полезное задание,
прививающее навыки нотной каллиграфии. В упражнения по переписыванию можно
также включать задания по переводу вокальной группировки в инструментальную (и
наоборот). Преподаватель должен обращать внимание на правильность записи нот.
Главное условие в заданиях по переписыванию – всё переписываемое должно ясно представляться внутренним слухом в процессе письма, должно быть слышимо
учеником.
2. Графическая фиксация текста.
Графическая фиксация текста может проводиться точками, линиями,
квадратами. Можно показывать мелодию по пальцам, по лесенке, по лицу, ручными
знаками. Главная цель подобной формы работы – создание ассоциации между движением в мелодии и телесного движения (например, движения руки).
3. Транспонирование.
Работа над транспонированием проходит двумя путями – неосознанно (учащиеся не
знают, что они делают, перенося мелодию на другую высоту и изменяя звуки по слуху) и
осознанно (это возможно, когда учащиеся знают тональности). Транспонирование можнопроводить устно (пение), письменно и играя на инструменте. В последнем случае в качестве формы работы можно предложить также подбор по слуху.
4. Устный диктант.
Устный диктант должен проводиться по строго выработанной последовательности
анализа текста. Анализ слышимого материала начинается с охвата целостного звучания
(анализ формы-процесса, формы-структуры), а далее уточняются детали
(мелодическое движение, ритмическая сторона и т.д.). В устном диктанте принимает участие вся группа.
Как правило, пример выучивается наизусть.
Устный диктант способствует тренировке и совершенствованию музыкальной памяти.
Ценность устного диктанта (и в какой-то мере преимущество его перед письменным) заключается в том, что он требует сравнительно мало времени и вовлекает всех учащихся класса в живую активную работу.
Формы проверки устного диктанта очень многообразны. Это - игра на фортепиано
(или на инструменте, на котором занимается учащийся); выкладывание карточками
интонационного или ритмического лото. Преподаватель может предложить записать мелодию устного диктанта дома, спеть в определенной тональности (или в нескольких
тональностях). Можно записать диктант на доске, учащиеся могут проверить диктант
друг у друга или спеть педагогу «на ушко». Здесь преподавателю предоставляется
возможность проявить свою фантазию и изобретательность и превратить устный диктант в увлекательное занятие.
5. Ритмический диктант.
Ритмический диктант один из первых диктантов в младших классах.
Метроритмическому диктанту в первом классе может предшествовать (а в дальнейшем
сопутствовать) целый ряд упражнений, связанных с различными формами работы в
классе: прохлопывание ритма нотного примера со счетом вслух, определение знакомого
нотного примера или отдельной фразы из него по исполнению только его ритмического
рисунка. Кроме того, можно исполнять ритмический рисунок нотного примера или
прослушанного произведения следующим образом: восьмая – хлопок в ладоши, четверть – легкий удар ладонями по парте, половинная – положить «длинные руки» (не только ладони, но и руку до локтя) на парту.
Для учащихся младших классов подобный «телесный» показ ритма является одной из форм проведения ритмического диктанта.
За длительностями уже давно закрепились определенные ритмослоги: восьмые - «ти-ти», четверти – «та», половинные – «та-а». Чтение «ритмических телеграмм» с
помощью ритмослогов развивает в детях внимание и сосредоточенность, и вместе с тем, привносит игровое начало, так необходимое детям младшего возраста.
Также обогащает и оживляет ритмическую работу на уроках введение ударных инструментов (треугольник, бубен, палочки, маракасы и т.д.).
Осознание длительностей и овладение записью ритма является наиболее важным
участком работы в начальных классах. Вслушивание в слово, умение определить слог на который падает ударение, - необходимо в дальнейшей работе по определению метра, так как все начальные диктантыбудут связаны с текстом песен.
Важно также выработать у учащихся ощущение пульсации.
Выбирая песню (или стихотворный текст) для метроритмической записи, педагог
должен иметь в виду, что в некоторых народных попевках и песнях встречаются
отступления от правильной акцентировки слов. Поэтому материал следует подбирать так, чтобы метрические и слоговые ударения соответствовали правильной русской речи.
Опора на слоговой акцент слова в начальной стадии обучения позволяет избегать
искусственной акцентировки сильной доли при игре песни на фортепиано. В дальнейшем, когда учащиеся овладеют навыком дирижирования, лучшей мерой для определения доли явится дирижерский жест. Учащиеся должны твердо усвоить правило: если на взмах падает один звук – это четверть; два звука – восьмые; один звук на два взмаха – половинная нота. Педагогу и в дальнейшем приходится по
стоянно напоминать о необходимости «мерить» длительности, подчеркивая, что лучшей «мерой» является взмах руки, соответствующий доле размера.
Работа над ритмическим диктантом продолжается и в следующих классах. Освоение
нового метра, развитие восприятия новой ритмической группы (например, четверть с
точкой и восьмая, пунктирный ритм, синкопа), неправильные виды ритмического деления – все это может стать основой для закрепления в форме ритмического диктанта.
Формы ритмического диктанта весьма разнообразны. Например, педагог может
поставить перед учащимися задачу оформить ритмически мелодию, записанную нотами
на доске. Это может быть как знакомая мелодия, так и незнакомая, но выученная на уроке или же только что проигранная, незнакомая тема. Преподаватель может записать ноты мелодии, распределив их в тактах, или оставить для учащихся задание правильно
поставить тактовые черты. 
В качестве формы работы по ритмическому диктанту выступает «ритмическое лото» - набор карточек с ритмическими формулами (более или менее протяженными) из которых учащиеся выкладывают ритм прозвучавшеймелодии.
6. Диктант-загадка.
Это увлекательная форма работы над диктантом, при которой учащиеся определяют
название песни по различным «подсказкам» - от полностью выписанного на доске нотного текста до представленных на выбор нескольких ритмических рисунков, из которых надо угадать знакомый. Песенка может быть показана по таблице, лесенке, по лицу, ручными знаками.
Можно предложить собрать мелодию из нескольких разделенных по карточкам
тактов («мелодическое лото»). Мелодия, которую надо угадать может быть хорошо
знакомой и не знакомой, выученной или только что прослушанной.
7. Диктант «с ошибкой».
После того как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, преподаватель
записывает её на доске, умышленно допуская «ошибки» - мелодические или ритмические, которые учащиеся должны найти и исправить.
Важно не прибегать при этом к помощи инструмента. Эта форма работы приучает к самоконтролю и очень помогает при проверке своей записи.
8. Диктант «с пропусками».
На доске выписывается диктант, в котором оставлены пустые отдельные такты,
учащиеся должны вписать в них пропущенные части мелодии.
9. Диктант с вариациями.
На доске полностью выписывается несложная мелодия, которая сольфеджируется
всем классом. Затем преподаватель играет мелодию, изменяя ритм или отдельные
интонации. Учащиеся должны записать предложенный вариант самостоятельно.
10. Диктант по частям.
Подобная форма диктанта учит вычленять отдельные элементы из целостного
восприятия. Задания могут быть самыми различными – записать заключительный каданс или половинный каданс; записать определенный интервал или аккорд в конкретном такте; записать точное повторение, секвентное повторение или вариантное повторение; записать определенный ритмический рисунок в конкретном такте; записать только такт с кульминацией; записать самую высокую ноту в диктанте и т.д.

10.06.2018; 12:45
хиты: 50
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь