Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе.
И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений.
В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской музыкальной школе. В данной методической разработке будут рассмотрены формы и методы работы над развитием гармонического слуха, а также упражнения, помогающие в развитии данного вида слуха.
В зависимости от этапа обучения - объяснения новой темы; закрепление темы; итоговая проверка, - надо использовать две группы методов:
) Теоретические формы работы: сообщения, беседа.
) Практические формы работы: сочинения, подбор аккомпанемента, импровизация с заданным условием.
Наряду с изложением теоретического материала следует пользоваться:
) Грамзаписями хоровых и инструментальных произведений с целью выявления важности одного из ведущих средств музыкальной выразительности-гармонии.
) Наглядными пособиями, таблицами.
На уроке сольфеджио используют следующие формы работы: интонационные упражнения, сольфеджирование; слуховой анализ; теоретические сведения; диктант; творческие упражнения.
Поэтому на втором этапе (закрепления материала) присутствуют разные формы работы. Среди них:
) пение в интонационных упражнениях ступеней, интервалов, аккордов в тональности и от звука. При этом требовать от учеников четкости и соблюдения единого темпа в исполнении;
) гармонический анализ небольшого фрагмента произведения;
) двухголосное и трехголосное пение;
) чтение с листа в транспорте по ключам и интервалам, сольфеджирование выученных мелодий с предшествующим теоретическим анализом;
) сочинение мелодий в форме периода по определенному заданию, подбор аккомпанемента, импровизация;
) двухголосные и трехголосные диктанты.
В конце каждой четверти проводится итоговый контрольный урок, в котором используют практические и теоретические формы работы. В контрольный урок входят:
) письменная работа по музыкальной грамоте (построение гамм, интервалов, аккордов, выполнения творческих заданий);
) письменная работа по сольфеджио: диктант одноголосный или простой по фактуре двухголосный, запись интервальной и аккордовой последовательности в виде цифровки в ритме;
) устный опрос: сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров, чтение с листа, в котором надо сделать анализ строения номера, тональный план, гармоническая основа;
) творческие задания: до сочинения мелодий по предложенным началам, сочинение второго голоса, гармонизация мелодий, исполнение собственных сочинений обучающихся.