Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной». Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».
Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем».
Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.
Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»