В пьесе " На дне" Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки -
имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша
дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до
падения "на дно".
Героев сближает общее обстоятельство — первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем, Барон мог поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а неужели мало бы нашлось мест на земле, где никто ничего не знает ни о Ваське Пепле, ни о его прошлом?
И так можно сказать о многих обитателях "дна". Да, у них нет будущего, но в прошлом был шанс не попасть сюда, однако они им не воспользовались.
Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, униженные и отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие понятия, как правда, свобода, счастье, любовь, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной Проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина и Луку вообще можно назвать философами ночлежки. Удивительно то, что все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают "ночлежный" образ жизни и надеются на поворот судьбы, который вынесет их со "дна" на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: "Я — рабочий человек,… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… — Вот, погоди… умрет жена…" Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта — уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: "Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!" Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: "Ты брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!"
Дальнейшую судьбу обитателей ночлежки нетрудно представить на примере Клеща. В начале пьесы он еще пытается выбраться со "дна" и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что "вот умрет жена", и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: "Я и так не убегу". И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки.
Каковы же пути спасения людей "дна", и существуют ли они вообще? По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со "дна" лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. "Человек" для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.